Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Неоплатонизма эстетика



эстетические воззрения, сложившиеся в рамках одного из осн. направлений позднеантичной философии (III—V вв.), объединившего на основе платонизма гл. движения греко-римской мысли. Осн. идеи Н. э. были наиболее полно сформулированы Плотином и дополнены Проклом. В соответствии со своей онтологией и гносеологией Н. дает законченную иерархическую систему уровней прекрасного от сверхпрекрасного Единого (Блага) через духовную кра-соту, присущую Уму, и красоту Души к чувственно воспринимаемой красоте материального мира и иск-ва. Эманация (от лат. emanatio—истечение), божественное проявление красоты в духовно-материальном универсуме осуществляется через посредство эйдосов. Сущность искусства усматривается в предельно возможном выражении эйдоса вещи, т. е. в выражении красоты. У Прокла красота локализована в осн. на уровне Ума и выступает связующим началом между уровнями божественного Блага и универсальной справедливости, присущей Душе («В началах вещей Благо возвышается над красотой, а красота превосходит справедливость»). Эта иерархичность предстает в эстетической концепции Прокла диалектичной: хотя благо, красота и справедливость различаются некими словесно не выражаемыми моментами, онтологически они объединяются в нерасчленимую целостность на основе красоты. Проистекая из божественного Блага и пронизывая духовно-материальное бытие, красота свидетельствует о единстве универсума. Н. э. оказала сильное влияние на эстетические идеи патристики, особенно на Василия Великого, Августина, Псевдо-Дионисия Ареопаги-то; на византийскую и западноевроп. средневековую эстетику, на эстетические концепции мусульманского Востока и европ. Возрождения (Возрождения эстетика).

Философия платонизма и неоплатонизма строится на Иерархии, во главе которой — сверхсущее Единое-Благо, эманирующее в мир через ступени Ума и Души.

Древнегреческий философ Платон (428/427 — 348/347 до н. э.) разработал ряд иерархических структур. В «Тимее» благой демиург, тождественный со сферой ума, областью нетварного вечного бытия, творит мировую душу и поручает богам создание отдельных душ, осуществляя тем самым переход к сфере становления и времени. В «Пире» рассмотрена иерархия красоты, уводящая от плотской красоты к красоте души, нравов и обычаев, наук и прекрасного самого по себе (выше которого только благо). В «Государстве» бытие, ум, образец, идея в качестве прекрасного подчинены благу, к которому в чувственном мире соответствует Солнце.

Мировой процесс, согласно создателю неоплатонизма Плотину (204/205-269), начинается с непостижимого и невыразимого божественного первоединого начала, которое проявляется вовне через эманацию — сначала как мировой ум, затем как душа мира, далее как единичные души, как единичные тела, вплоть до материи (небытия).

Философ-неоплатоник Прокл Диадох (410—485) описал развитие мира как проходящее по закону триад: все существа, группы и иерархии существ проходят три ступени жизни:

1. пребывание в Едином и в единстве с Ним, это — жизнь в Неделимом Начале, Отце;

2. выступление из себя, эманация и дифференциация, переход во множество, это жизнь в Матери, Женском Начале, Силе, энергии;

3. возвращение к себе, возведение расторгнутого множества в единство, синтез.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 225 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...