Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Ударная природа инструмента и ее имманентное (сущностное) выражение проявляется в жанре токкаты. Но Фортепиано – это универсальный инструмент, на котором можно воспроизвести почти весь спектр тембров, инструментов, оркестра. Рояль – это король инструментов.
Фортепиано — наследник репертуара предшествующих «собратьев» — клавикорда, клавесина и других инструментов (органа, лютни), а также оперной, симфонической литературы. поэтому пианист должен уметь и знать приёмы озвучивания разных инструментов и их фактур:
I. «Приспособленные» типы фактур и их особенности (жанры, стилистика, плотность, регистровка, тембральные традиции, динамические традиции) и характеристика:
— органный тип фактуры - переложение на 2-х строчках, либо в 3-х строчном изложении. Большая роль педали в создании «эффекта органа», особое распределение динамики между фактурными слоями: (мощный бас + мягкие подголоски и + яркий верхний голос)
— хоральный тип фактуры (аккордовый, и с гармоническими фигурациями); (яркий верхн.голос + линия баса)
— полифонические типы — контрастная, подголосочная, имитационная; (здесь – главное – это точное распределение штрихов между голосами)
— токкатный тип фактуры (от старинной органной до современных токкат – как правило окестровые тембры от «деташе» струнных - до атаки духовых);
— ротационные виды (от Баха до Прокофьева). -------//------- (аналогичные тембры)
II. Ф. Шопен — основоположник фортепианной фактуры.:
Характеристика гамофонно-гармонической фактуры и ее разнообразия в различных стилях и школах.
Роль гармонического развития, тембра, динамики, артикуляции, плотности, (разреженности) вычленение мелодического начала; расширение диапазона, создание «воздушной», окутывающей атмосферы, роль педализации, жанровые особенности.
Основные формулы и их музыкально-техническое воплощение:
— параллельные, унисонные движения;
— «скрытые голоса», «скрытая полифония» («альбертиевы басы», подголосочные фактурные элементы);
— гармонические фигурации в тесном и широком диапазоне (от Бетховена до Рахманинова);
— «романсовый стиль» фактур (ноктюрны, серенады, 3-х слойность звучания рояля);
— «гитарные» виды фактур, (бас-аккорд), танцевальные жанры, песни;
— передача из руки в руку, перекрещивание рук;
— «скачки» - их художественный эффект;
— джазовые формулы, синкопированные движения.
Студентам самостоятельно подобрать музыкальные примеры на основные виды фортепианных фактур, прокомментировать звуковое и пластическое решение за инструментом.
Музыкальная литература:
Г. Коган «О фортепианной фактуре»
И.С.Бах ХТК I том, II том, Токката ми минор;
Р. Шуман «Альбом для юношества»
А. Хачатурян «Альбом фортепианных пьес для детей»; «Токката»
Моцарт 6 сонатин, Бетховен Легкие сонатины, Сонаты 1, 3, 5, 6, 9, 10, 14, 16, 17;
Д. Фильд Ноктюрны
Ф. Шопен Ноктюрны
Д. Кабалевский Прелюдии
Э. Вилла-Лобос «Куклы»
Джойс «Безделушка» из сб. «Современный пианист» ред. Копчевского
Ф. Рыбицкий «Фокстрот» из сб. «Хрестоматия» 3 кл. 1991
Б. Барток «Детям», «Микрокосмос»
Рахманинов Прелюдия до диез минор, этюд-картина соль минор, ми бемоль мажор, ми бемоль минор
Прокофьев ор 4 «Наваждение», сюита «Ромео и Джульетта»
Гаврилин Сюита (Токката)
Анкета для исполнительского анализа пьесы
Методика обучения игре на фортепиано
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 474 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!