Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыкотерапия



Музыкотерапия представляет собой метод, использую­щий музыку в качестве средства коррекции. Многочислен­ные методики музыкотерапии предусматривают как целос­тное и изолированное использование музыки в качестве ос­новного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопро­вождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмо­циональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Правильный выбор музыкальной программы - ключе­вой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка кон­тактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М. Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с на­строением, может не только не нравиться, но даже раздра­жать».

Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом ис­следований было показано, что восприятие музыки ускоря­ет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцеби­ений изменялась в зависимости от темпа, тональности му­зыкального произведения.

Физиологическое воздействие музыки на человека осно­вано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как рит­мический раздражитель стимулирует физиологические про­цессы организма, происходящие ритмично как в двигатель­ной, так и в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и рит­мом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более стро­гой компактности и экономичности энергетических затрат.

Музыка способна устанавливать общее настроение, при­чем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкаль­ной подготовки, интеллектуальных особенностей слушаю­щего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки - ритма, тональности - показало их спо­собность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают деп­рессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действу­ют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мяг­кие ритмы успокаивают, диссонансы - возбуждают, кон­сонансы - успокаивают. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслажде­ние», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецеп­ция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучи­тельные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в проти­воположное.

Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной пси­хотерапии.

2. Развитие навыков межличностного общения, комму­никативных функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

· катарсис - эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

· облегчение осознания собственных переживаний;

· конфронтацию с жизненными проблемами;

· повышение социальной активности;

· приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

· облегчение формирования новых отношений и уста­новок.

В зависимости от активности клиентов, степени их учас­тия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных за­дач музыкотерапия может быть представлена в форме ак­тивной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам предлагают толь­ко прослушать музыку.

Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помо­щью человеческого голоса и выбранных музыкальных инст­рументов. Активная музыкотерапия может быть индивиду­альной (вокалотерапия) и групповой (вокальный ансамбль, хор) или же в форме игры на музыкальных инструментах или музыкального творчества.

Активное прослушивание подразумевает дискуссию в груп­пе. Поэтому необходимо фиксировать внимание клиента на исполняемом произведении. Можно предварительно расска­зать о характере и содержании пьесы, ее авторе, предлагая все это запомнить с целью облегчения запоминания музыки, пьесы должны быть контрастными по темпу и ритмичес­кому рисунку. Занятия могут иметь вид музыкальных викто­рин, с помощью которых легче удается вовлекать клиентов в беседу, фиксируя их внимание на предмете обсуждений.

Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивной психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регули­рующую:

1. Коммуникативная - совместное прослушивание музы­ки, направленное на поддержание взаимных контактов, вза­имопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкотерапии, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом.

2. Реактивная, направленная на достижение катарсиса.

3. Регулятивная, способствующая снижению нервно-пси­хического напряжения.

Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в процессе музыкотерапии.

При групповой психокоррекционной работе использует­ся активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Клиентам предла­гается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкаль­ных инструментов. Исполнение музыкальных произведений имеет хороший коррекционный эффект, способствуя созданию доверительной теплой атмосферы.

Для использования активного варианта музыкотерапии нужен набор несложных музыкальных инструментов: коло­кольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр. Клиентам пред­лагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка, например трудный разговор с кем-либо из лиц ближайшего окружения. Клиент выбира­ет музыкальный инструмент и инструмент для своего парт­нера, и затем с помощью звуков создается диалог.

Обсуждение идет таким же образом, как и при прове­дении других техник. Как вариант активной музыкотера­пии может рассматриваться хоровое пение. Целью исполь­зования данного приема является создание соответствующей эмоциональной атмосферы, необходимой для функ­ционирования группы, снижения уровня напряжения, ско­ванности, отчужденности, создание сплоченности, фор­мирование сотрудничества, взаимопонимания, эмоционального контакта.

Групповая пассивная музыкотерапия проводится в фор­ме регулярного (2 раза в неделю) группового (6-8 чело­век) прослушивания произведений инструментальной клас­сической музыки. Цель прослушивания - изменить настро­ение клиентов, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу. Программа прослушивания составляется с учетом предварительного апробирования пьес на групповых сеан­сах, анализов самоотчетов клиентов и наблюдения за ними во время прослушивания. Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим, т.е. снижающим в определенной степени психические проявления, но не ус­траняющим источник их возникновения. Поэтому этот ме­тод является дополнительным по отношению к другим ме­тодам коррекционного воздействия.

Групповая вокалотерапия, пение - важный метод актив­ной музыкотерапии. Преимущество этого метода заключает­ся в сочетании внимания к своей телесной сфере (функци­ям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на группу.

Численность группы вокалотерапии 15-20 человек, дли­тельность занятий - 45 мин. Используются песни предпоч­тительно оптимистические, жизнерадостного характера, но также такие, которые побуждают к размышлению и глубо­ким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроением группы. Размещение группы - замкнутый круг. Руководители группы включены в круг и поют вместе со всеми.

Вначале упражнение сводится к основным музыкальным элементам: воспроизведение звука закрытым ртом, воспроизведение гласных в сочетании с движениями рук и всего тела и т.д. Преимущество групповой вокалотерапии заклю­чается в том, что при ней каждый участник вовлекается в процесс.

Когда уже достигнута динамическая направленность группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, тот или иной порядок голосов, выдвинуть запевалу.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1993 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...