Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Довольно любопытно то обстоятельство, что научные свидетельства значимости этого ощущения свободы существуют. В частности в упомянутом выше исследовании Кратчфилда (Crutchfield, 1955) было показано, что при особых, крайних обстоятельствах почти каждый испытуемый в какой-то степени подчинялся групповому давлению. И, тем не менее, отмечались четкие индивидуальные различия, определенным образом коррелировавшие с личностными характеристиками. Например, у индивидов, склонных подчиняться, соглашаться, проявлять конформизм (то есть у тех, кого можно было контролировать), обнаруживалась общая неспособность эффективно противостоять стрессу, тогда как у нонконформистов отсутствовала склонность паниковать под давлением конфликтных сил. Конформисты были склонны также к отчетливому переживанию личностной неполноценности и неадекватности, а те, кто не поддавался давлению, ощущали себя компетентными и личностно адекватными. Они более самостоятельно и независимо мыслили. Они также лучше оценивали установки других людей.
Но важнее всего, с нашей точки зрения, следующее: у людей, поддававшихся давлению группы, отсутствовала открытость и свобода в эмоциональных процессах. Они были эмоционально ограничены, лишены спонтанности, склонны подавлять свои собственные импульсы. Нонконформисты, делавшие собственные выборы, были, напротив, гораздо более открыты, свободны и спонтанны. Они были экспрессивны и естественны, свободны от притворства и искусственности. Если конформист обнаруживал недостаток в осознании и понимании своих мотивов и поведения, то независимый человек демонстрировал хорошее самопонимание.
Каков смысл этого аспекта исследования Кратчфилда? По-видимому, это означает, что человек, свободный внутри себя, открытый своему опыту, имеющий чувство собственной свободы и ответственного выбора, вероятно, не поддастся столь сильному контролю со стороны своего окружения, как человек, лишенный этих качеств.
426 Часть IV. Философско-аксиологические эссе
Глава 15. Свобода и приверженность
Другой пример — исследование в области, с которой я был в свое время тесно связан. Это исследование оказывало на меня существенное влияние и в последующие годы. Много лет тому назад студент, выполнявший дипломную работу под моим руководством, решил исследовать факторы, которые могли бы предсказать поведение подростков-правонарушителей. В отношении каждого подростка-правонарушителя он провел тщательное объективное оценивание психологического окружения в семье и за ее пределами, опыта обучения и социального взаимодействия, общекультурных влияний, истории болезни и наследственности. Эти внешние факторы были расположены по степени их влияния на нормальное развитие, от явно деструктивных для благополучия ребенка и препятствующих здоровому развитию до предельно ему способствующих. И уже затем (в результате запоздалых размышлений) мы провели ранжирование степени самопонимания, поскольку почувствовали: эта особенность хоть и не относится к числу первостепенных детерминирующих факторов, но может играть некоторую роль в предсказании будущего поведения. По существу это было ранжирование того, в какой степени индивид открыт и реалистичен в отношении себя и своей ситуации, насколько он эмоционально принимает факты, касающиеся как его самого, так и его окружения.
Эти данные о 75 правонарушителях были сопоставлены с оценками их поведения и адаптированности спустя два-три года после исходного обследования. Ожидалось, что оценки семейной среды и опыта социального взаимодействия со сверстниками будут наилучшими предсказателями последующего поведения. Но, к нашему изумлению, степень самопонимания гораздо лучше коррелировалась с последующим поведением, чем качество социального опыта и семейная среда (0.55 и 0.36 соответственно). Мы были просто не готовы поверить этим результатам и положили материалы исследования на полку до того времени, пока оно не будет проведено повторно. Позднее это исследование было проведено еще раз на новой группе из 76 испытуемых; и все существенные результаты подтвердились, хотя оказались не
столь впечатляющими. Более того, результаты обнаружили устойчивость даже при более детальном анализе. Для правонарушителей, вышедших из наиболее неблагополучных семей и впоследствии оставшихся в этих семьях, по-прежнему было верно, что их будущее поведение наилучшим образом предсказывается не неблагоприятным научением, которое они получали в своем домашнем окружении, а степенью реалистичности понимания ими самих себя и своего окружения (Rogers, Kelt, McNeil, 1948).
Важность результатов этого исследования я осознавал очень медленно. Лишь со временем я начал понимать всю значимость внутренней автономии. Индивид, ясно видящий себя и свою ситуацию, свободно принимающий ответственность за нее и за себя, очень отличается от человека, который просто-напросто находится в тисках внешних обстоятельств. Это различие отчетливо проявляется во многих существенных аспектах поведения.
Возникновение приверженности
До сих пор я говорил в основном о свободе. А как же приверженность? Отсутствие у человека цели, смысла, приверженности — это, конечно, болезнь нашего века. Что я могу сказать в отношении всего этого?
Для меня ясно, что в психотерапии и в других ситуациях обучения, как свидетельствуют приведенные мной примеры, приверженность цели и смыслу жизни является одним из значимых элементов любого изменения. Изменение становится возможным только в тех случаях, когда человек решает: «Я — кто-то; я чего-то стою; я привержен идее быть самим собой».
На очень интересном симпозиуме, проходившем в университете Райс, д-р Зигмунд Кох бегло очертил контуры революционного поворота, происходящего в науке, литературе и искусстве: чувство приверженности вновь начинает акцентироваться после длительного периода невнимания к этому вопросу. То, что Кох имел в виду под вновь возникающим в культуре чувством приверженности, может быть
428 Часть IV, Философско-аксиологические эссе
Глава 15. Свобода и приверженность
отчасти проиллюстрировано идеями д-ра Майкла Полани (философа науки, в прошлом физика) о том, что в своей основе представляет собой наука. В книге «Личное знание» Полани ясно показывает, что даже научное знание — это личное знание, приверженное знание. Мы не можем тешить себя удобной иллюзией, что научное знание безлично и «безотносительно» (отвлеченно) и не имеет ничего общего с индивидом, добывшим его. Напротив, каждый аспект науки пронизан личной приверженностью ученых, и Полани очень убедительно доказывает, что стремление отделить науку от человека полностью нереалистично. Я полагаю, что передаю его взгляды точно: по его мнению, логический позитивизм и вся современная структура науки не может спасти нас от того факта, что всякое наше знание неопределенно и рискованно, что оно усваивается и понимается только благодаря глубокой личной приверженности упорядоченному исследованию.
Возможно, эта краткая цитата передаст специфику его мышления. Говоря о великих ученых, он пишет:
Таким образом, мы видим, что и Кеплер, и Эйнштейн подходили к природе с интеллектуальной страстной увлеченностью и с убеждениями, встроенными в эту увлеченность, ставшую причиной и их триумфов, и их сшибок. Увлеченность и убеждения принадлежали им лично, хотя сами они были уверены в том, что открывают универсальное знание. Я убежден, что они имели право следовать своим импульсам, даже если рисковали быть сбитыми ими с толку. И опять же, то, что я принимаю из их трудов сегодня, я принимаю лично, руководствуясь своими увлеченностью и убеждениями, полагая в свою очередь, что мои импульсы имеют всеобщее значение, даже несмотря на их возможную ошибочность (Polanyi, 1958).
Итак, мы видим, что современный философ науки убежден: глубокая личная приверженность — это то единственное, на чем только и может уверенно покоиться наука. Это очень далеко от логического позитивизма сорокалетней давности, помещавшего знание в безличное пространство.
Позвольте мне несколько подробнее сказать о том, что я имею в виду под приверженностью в психологическом смыс-
ле. Я полагаю, что этому слову легко придать слишком поверхностное значение, сводящееся к тому, что просто в силу сознательного выбора индивид привержен тому или иному направлению действий. Я думаю, что смысл приверженности гораздо глубже. Приверженность — это тотальная направленность целостного живого существа — не только его сознания и разума, но и всего организма.
По моему мнению, приверженность есть нечто, что человек открывает внутри себя. Это его доверие к собственной тотальной, а не только умственной реакции. Приверженность имеет много общего с творчеством. Свидетельства Эйнштейна о том, как он продвигался к своей формулировке теории относительности без какого-либо ясного понимания цели, — превосходный пример того, что я имею в виду под чувством приверженности, основанным на совокупной реакции организма. Вертгеймер цитирует Эйнштейна, сказавшего как-то:
На протяжении всех этих лет было чувство направленности, продвижения к чему-то конкретному. Конечно, очень трудно выразить это чувство в словах, но оно определенно было и явственно отличалось от последующих размышлений о рациональной форме решения проблемы (Wertheimer, 1945. Р. 183—184).
Таким образом, приверженность — это больше чем решение. Это поиск индивидом путей, открывающихся в нем самом. Как сказал Кьеркегор: «Истина существует только в процессе становления, в процессе присвоения» {Kierkegaard, 1941. Р. 72). Именно это индивидуальное создание временной личной истины посредством действия составляет сущность приверженности.
Приверженность такого рода приносит наибольший успех, когда человек действует как интегрированный, целостный, единый индивид. Чем больше люди функционируют таким целостным способом, тем больше их уверенность в тех направлениях, которые они неосознанно выбирают. Они чувствуют доверие к своему опытному процессу, который (даже если тебе везет) осознается только частично и мимолетно.
430 Часть IV. Философско-аксиологические эссе
Глава 15. Свобода и приверженность
Думая о приверженности таким образом, мы понимаем, что она представляет собой определенное достижение. Это разновидность преднамеренной и осмысленной направленности, обретаемой индивидами только постепенно, по мере того, как они начинают жить в более близких отношениях со своим собственным опытным процессом, то есть в таких отношениях, когда их бессознательные тенденции уважаются в не меньшей степени, чем осознанные выборы. Это та разновидность приверженности, к которой, по моему убеждению, люди могут продвигаться. Это важный аспект полноценной жизнедеятельности.
Непримиримое противоречие
Я полагаю, читатель ясно понимает, что я представил две резко различающиеся и непримиримо противоречивые точки зрения. С одной стороны, современная психологическая наука (как и многие другие силы в современной жизни) придерживается мнения, что человек несвободен, подконтролен, что такие слова, как цель, выбор, приверженность, не имеют значимого смысла, что индивид — это не что иное, как объект, который можно все более полно понимать и все более полно контролировать. На пути осуществления данной перспективы сделаны и продолжают делаться огромные успехи. Всякое сомнение в этой позиции представляется настоящей ересью.
Тем не менее, как отметил Полани в другой своей работе, догмы науки могут быть ошибочны: «Во времена, когда любую идею можно было заставить замолчать, показав, что она выступает против религии, теология была величайшим общим источником ошибок. Сегодня, когда любая человеческая мысль может быть дискредитирована, если ее заклеймить как ненаучную, власть, ранее осуществлявшаяся теологией, перешла к науке; в результате наука в свою очередь стала величайшим общим источником заблуждения» (Polanyi, 1957).
Таким образом, я имею смелость сказать, что против видения индивида как несвободного, как объекта, есть аргу-
менты из области психотерапии и школьного образования, из области субъективных свидетельств и объективных исследований. Это аргументы, состоящие в том, что: свобода и ответственность имеют решающее значение; никто не может жить полноценной жизнью без такого рода личной свободы и ответственности; самопонимание и ответственный выбор — качества, по которым поведение индивидов отчетливо и измеряемо различается. В этом контексте приверженность имеет смысл. Приверженность — это возникновение и изменение целостной направленности индивида, основанной на доверительном отношении человека ко всем тенденциями в его жизни — осознанным и неосознанным. До тех пор пока мы (и отдельные индивиды, и общество в целом) не научимся конструктивно использовать эту способность к свободе и приверженности, люди будут жить в коллизии с судьбой.
Каков же выход из описанного мной противоречия? Сам я склонен думать о нем, как о глубоком и неизбывном парадоксе. Подобные парадоксы зачастую обескураживают, но вместе с тем могут быть очень плодотворными. В физике существует парадокс: свет есть форма волнового движения и одновременно он существует в виде квантов, то есть налицо неразрешимое противоречие между волновой и корпускулярной теориями света. И, тем не менее, на основе этого парадокса физика добилась значительных успехов.
Философ Фридман убежден, что во многом аналогичная точка зрения необходима тогда, когда мы сталкиваемся с философским вопросом о смысле. Он пишет: «Если смысл вообще может быть найден, то сегодня он может быть обнаружен только благодаря установке человека, проявляющего волю жить с абсурдом, остающегося открытым тайне, которую он не надеется когда-либо прижать к стене» {Friedman, 1963. Р. 468). Я разделяю это убеждение: мы должны быть открыты жизни с тайной, с абсурдом. Позвольте мне сформулировать в форме противоречия тему моего обсуждения в целом. Часть современной жизни состоит в том, чтобы иметь дело со следующим парадоксом: если смотреть на нас в одной перспективе, мы есть не что иное, как сложные машины.
432 Часть IV. Философско-аксиологические эссе
Глава 15. Свобода и приверженность
Каждый день исследователи продвигаются к более точному пониманию и более точному контролю этого объективного механизма, который мы называем Homo sapiens. С другой стороны, в другом значимом измерении нашего существования, мы субъективно свободны; наш личный выбор и ответственность определяют нашу жизнь; мы действительно являемся архитекторами самих себя. Воистину решающая часть нашего существования — это открытие нашей собственной осмысленной приверженности идее жизни в единстве со всем нашим бытием.
Если в ответ на все это вы скажете: «Но эти точки зрения не могут быть верными одновременно», то мой ответ таков: «Это глубокий парадокс, с которым мы должны учиться жить».
Современная трактовка парадокса
С тех пор как были написаны эти слова, ученые продвинулись далеко вперед в осознании неполноценности механистической точки зрения на мир и неадекватности науки, основанной на линейных связях причин и следствий, то есть всего того, на чем базируется бихевиоризм. Вселенная гораздо более таинственна, чем это казалось ранее, и мы видим» как выдающиеся физики уподобляют космос головоломке, находящейся в состоянии непрерывного изменения. Что касается вопросов, обсуждавшихся мной в этой главе, то я использую несколько цитат и работ Фритьофа Капры, физика-теоретика, хотя подобные идеи высказывались другими учеными и философами науки.
Я упомяну мнение Капры о современном мировоззрении, включая его идеи об исчезновении узкой науки, построенной на связях причин и следствий:
Таким образом, вселенная воспринимается как динамичное неделимое целое, суть которого такова, что оно всегда включает в себя наблюдателя. В этом опыте традиционные понятия пространства и времени, изолированных объектов, причины и следствия утрачивают смысл. Однако такой опыт очень близок опыту восточных мистиков (Сарrа, 1975. Р. 81).
Kaпpa также обсуждает вопрос выбора: «Живой организм — самоорганизующаяся система. Это означает, что его порядок в отношении структуры и функционирования определяется не окружением, но устанавливается самой системой...» Живые системы постоянно взаимодействуют с окружением, «но это взаимодействие не детерминирует их организацию". Капра продолжает:
Относительная автономия самоорганизующихся систем бросает новый свет на вековую философскую проблему свободы воли. С системной точки зрения и детерминизм, и свобода — относительные понятия. В той мере, в какой система автономна от своего окружения, она свободна; в той мере, в какой она зависит от него благодаря постоянному взаимодействию, ее активность будет подвержена влияниям окружения. Относительная автономия организмов обычно возрастает с их усложнением и достигает своей кульминации у человеческих существ.
Это относительное понятие свободы воли представляется согласующимся с мистическими учениями, призывавшими своих последователей преодолеть понятие изолированного Я и осознать, что мы вкраплены в космос и являемся его неотделимыми частями. Цель этих учений — полностью отбросить все ощущения и восприятия эго и в мистическом опыте слиться с тотальностью космоса. Как только достигается такое состояние, вопрос о свободе воли, по-видимому, утрачивает смысл. Если я есть вселенная, то не может быть никаких «внешних" влияний, и все мои действия будут спонтанны и свободны (Сарrа, 1982. Р. 269—270).
Стефен Хаукинг, физик и автор книги «Краткая история времени», говорит, что современная теория придерживается такой точки зрения: существует либо множество вселенных, либо одна большая вселенная во множестве форм. Вселенная, как свидетельствуют наиболее современные научные данные, скорее хаотична и нерегулярна, нежели однородна. Тем не менее, мы видим нашу часть вселенной как однородную. Если только однородная часть вселенной может поддерживать жизнь, тогда «мы видим вселенную таковой, по-
434 Часть IV. Философско-аксиологические эссе
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 180 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!