Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные вехи развития и особенности русской философии. Проблемы права в русской философии



Начальный период становления русской философии-XI–XVII вв.,его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода-отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.Два основных взаимосвязанных фактора,под влиянием которых развивается не только философия,но и вся духовная культура этого времени:роцесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;секуляризация общественной жизни.В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви.Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:М.В. Ломоносов;А.Н. Радищев;Феофан Прокопович;В.Н. Татищев;А.Д. Кантемир и др.Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций,но,как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества. Философия Ломоносова носит секуляризованный,антиклерикальный характер,он довольно резко критикует церковь и невежество попов.Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.Александр Николаевич Радищев (1749–1802)хорошо знал западную философию,в том числе и французский материализм.После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»,в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие,он становится первым русским философом,который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии,а в качестве основного стержня секуляризированной,светской общественной мысли. Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в.,который является третьим этапом развития русской философии.Первым,кто начал самостоятельное философское творчество в России,был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856).Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах».Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи: славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.); западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).В конце 60-начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму,минуя капитализм,и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг.явились почвенники, идея их философии-национальная почва как основа социального и духовного развития России.Следующий этап (конец XIX-первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.Характерные черты: антропоцентризм;гуманизм;религиозный характер;возникновение русского космизма (мистического, теологического). Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития России на рубеже веков.Его особенность-в практической направленности на решение задач,связанных с изменением общественно-политического строя.Первым теоретиком марксизма в России считается Г. В. Плеханов (1856-1918).В своих работах он уделил внимание вопросам материалистического понимания истории,исторической необходимости,свободы,теории классовой борьбы,взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания. Эстетика Плеханова. Вершину домарксистской эстетики Плеханов видел в трудах русских революционных демократов:Белинского и Чернышевского.Особенно высоко ценил Плеханов мысль Чернышевского о том,что у различных классов общества различные идеалы красоты.Важнейшую задачу марксистской эстетики Плеханов усматривал в отыскании жизненных корней искусства,в выведении его из общественного бытия.Высокое искусство-это искусство высокой идеи.Ложная же идея в искусстве сковывает кругозор и возможности художника,снижает эстетический уровень его произведения.Эпоха революций, обновления жизни-благодатная эпоха и для развития искусства.Взгляды Г.В.Плеханова во многом разделял В.И.Ленин (1870-1924).Он является основателем политического движения, которое называется большевизм. Ленин занимался разработкой проблем социального развития,связав их с практикой революционной деятельности,разработкой теории государства;исследовал сущность революции,демократии,диктатуры пролетариата.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...