Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Позитивизм и прагматизм. Развитие либерально-дмакратической доктрины



Позитивизм-философское направление,утверждающее, что источником подлинного,«положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные(эмпирические) науки и их синтетические объединения,а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основателем этого направления является Конт. Положительная, философия, согласно О.Конту, может стать единственной твердой основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис,так долго испытываемый наиболее цивилизованными нациями.Именно умственное безначалие является основанием великого политического и нравственного кризиса современных обществ.Действительно, величайшее зло состоит в глубоком несогласии,существующем в настоящее время между умами относительно всех основных начал, твердость,и определенность которых есть первое условие истинного общественного порядка.До тех пор, пока отдельные умы не примут единогласно известного числа идей, пособных образовать общую социальную доктрину, народы, несмотря на всевозможные политические паллиативы,необходимо останутся в революционном состоянии, допускающем только временные учреждения. Таким образом, получается, что произвести «соединение умов в едином общении принципов»и через это доставить «твердую основу для социальной реорганизации и для действительно нормального порядка вещей» и составляет назначение позитивизма. По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества,результатом которого является позитивизм,свидетельствует о том,что существует основной исторический закон (составляющий открытие Конта,по мнению его самого и всех его последователей).Согласно этому закону,каждое из наших главных понятий,каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или состояние вымысла;состояние метафизическое,или абстрактное;состояние научное,или положительное.Для позитивизма в соответствии с его же принципом не существует других настоящих наук, кроме естествознания,изучающего явления внешнего мира. Если вдуматься в суть позитивизма во всех его разновидностях то следует сказать:это реальность развития философской мыслиВ какой-то степени это форма выражения определенной неудовлетворенности традиционными классическими философскими системами, зауженное видение лишь отвлеченности от реального процесса научного знания,прежде всего точного,математизированного естествознания.Позитивистские устремления выражают попытку усилить опору на достижения науки,доходя до их отождествления. Словом, эта тенденция усиления связи философии и конкретных наук каждый раз и у всех позитивистов постоянно абсолютизируется,начиная с позитивизма Конта Слабая сторона позитивизма во всех его формах связана с подменой собственно-философского предмета и метода конкретно-научными предметом и методом. Это направление, хотя и называется по самому смыслу слова положительным, но содержит в себе немало отрицательных моментов Позитивизм,начиная уже с Конта,отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки,а это непродуктивно.Философия по самой своей сути является самостоятельной областью знания,опирающейся на весь массив культуры,в том числе и на естествознание,и на общественные науки,и на искусство, и на житейский опыт человечества.

33.»Философия жизни» Шопенгауэра и Ницце. Судьба идей «Философия жизни»

Во многих отношениях начало новому типу философствования положил немец Артур Шопенгауэр (1788–1860).Все,что существует,А. Шопенгауэр понимает как волю,волю к жизни.Воля понимается как универсально-космический феномен,а каждая сила в природе-как воля.Всякая телесность есть «объективность воли»,инстинкты и порывы животных-это тоже действие воли, наконец и человек есть проявление воли,поэтому его природа не рациональна,а иррациональна.Разум вторичен по отношению к воле,она не имеет основания,истоки всего остального находятся именно в ней.Мир есть воля и ее манифестация.Все,в том числе и человек,навеки приковано к вертящемуся колесу воли.А. Шопенгауэр, очевидно,видел мир под весьма специфическим углом зрения,что позволяло ему создавать противовес чрезмерно рационалистической философии.Оптимизм-насмешка над людьми,ведь мы живем в худшем из миров.Страдание неискоренимо-мы хотим жить и таким образом обрекаем себя на страдание.Аскетизм-избавление от страданий,от зла,наступает тогда,когда человек умерщвляет в себе злую волю,но полностью может произойти только при умерщвлении тела.Выход Шопенгауэр видел в индийской философии.Но аскетизм-не единственный путь,освобождение от Воли возможно на пути эстетического созерцания,которое предполагает бескорыстное восприятие.В искусстве субъект забывает о себе и растворяется в объекте,он забывает свою индивидуальность,свои желания,а следовательно,свою волю.Основные идеи философии А. Шопенгауэра становятся все более популярными уже в самом конце его жизни,к нему приходит известность, появляются ученики,выходят другие книги.Мир менялся, и люди начали замечать,что имеют дело не с чудаковатым философом,а с мудрецом и пророком.Артур Шопенгауэр был последним немецким философом,предпринявшим попытку создать всеобъемлющую систему,способную разрешить основополагающие проблемы бытия, разгадать его тайну.Мыслитель, которого недолюбливали не только современники,но и потомки,обвиняя его во многих смертных грехах,оставил человечеству красивейшую аналитическую систему в виде объемного трактата «Мир как воля и представление». Для немца Фридриха Ницше (1844–1900) в основе всего находится не воля к жизни,а воля к власти.Он-сторонник сильных личностей,таких как герой его книги «Так говорил Заратустра»,живущий высоко в горах,т. е. выше обычных людей,со своими ближайшими друзьями-мудрой змеей и гордым орлом.Чем дальше от природы до человека,тем больше затухает импульс к жизни,а сам человек-это уже прямое проявление болезни.Выход один-воспитывать сильных личностей,способных вести за собой слабовольные массы людей.Лозунг Ницше: «Живи опасно».Ницше-прекрасный филолог и музыкальный импровизатор,к тому же страдающий от недугов.Все это переплавляется у него в своеобразную философскую форму,где яркие литературные эссе,проповеди,афоризмы, декларации,написанные подчас в музыкальных ритмах,то и дело противоречат друг другу.Ницше принято считать декадентом,т. е. представителем,причем ярчайшим, того направления в культуре конца XIX в.,которое отмечено индивидуалистическим пессимизмом,аморальностью,эстетизацией кризисных явлений. Ницше считают также нигилистом,т. е. человеком,отрицающим все устоявшееся и не предлагающим новых позитивных ценностей.Впрочем немало и таких авторов,кто обвиняет Ницше в культивировании фашизма ибо,мол,«белокурая бестия» Ницше-это прообраз фашистского молодчика.В таком случае Ницше уже не столько нигилист,сколько приверженец фашизма.Думается,что все приведенные характеристики страдают явной односторонностью.Ницше подобно любому философу занимается переоценкой существующих идеалов,но делает это во многих отношениях ярче и резче других.Для Ницше философия есть форма критики устоявшегося,традиционного,которое игнорирует становящееся,органичное по своему характеру стремление к власти.Это стремление не поддается научному изучению,а лишь истолковывается человеком.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 442 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...