Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Просвещения



Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось в XVIII в. во Франции, где его основные черты выразились с классической четкостью, последовательностью и радикальностью. Идеология Просвещения – выражение мировоззренческих установок буржуазии. Отсюда нацеленность на прогресс и оптимизм (вера в человека и его разум).
В качестве фундамента прогресса философы Просвещения видели полномасштабное применение разума, критическое переосмысление всех традиций. При этом возвеличивание разума произошло в результате переосмысления места разума в жизни человека. Разум становится не абстрактной характеристикой человека, а важнейшим практическим инструментом, с помощью которого возможно преобразование окружающей человека действительности. Разум человека понимается, таким образом, прежде всего, как здравый смысл, который может позволить улучшить жизнь человека.
Любому виду власти (традиции, монарха) просветители противопоставляли власть разума, призванную освободить человека и сделать хозяином своей собственной судьбы. Знания должны были придти на место мифам, суевериям и невежеству и тем самым освободить человека. Таким образом человеческий прогресс напрямую связывался с расширением и развитием знания. Но знание ценилось не умозрительное и абстрактное, а прошедшее испытание разума и проверенное на опыте. Философы Просвещения зачастую относились скептически не только к церкви, но и к самой религии. Одни философы при этом признавали необходимость и естественность веры в бога, но критиковали внешнюю сторону религии. Другие делали следующий шаг: критиковали вообще необходимость веры, т.к. по их мнению она мешает свободе человека.

20. И. Кант – основоположник немецкой классической философии. Теория познания: основные понятия и принципы. «Категорический императив» И. Канта.

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.
Человек, этика и право— вот главные темы философского учения Канта.
Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах.
В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта. Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных логических категорий. В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания.

Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.
Кант сформулировал моральный закон — нравственный императив: «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом». Он выдвинул идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.
В философии Канта нравственное сливается с идеей религиозного, божественного. По Канту, согласно идеалу веры, церковь есть всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей. Она представляет собой царство Божие на земле. Отрицание божественного существования, согласно Канту, — полнейший абсурд.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 422 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...