Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эмпиризм в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Т. Гоббс)



Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний и утверждающее, что все знание обосновывается посредством опыта. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, французский материализм XVIII в.) считал, что источником чувственного опыта является внешний мир, существующий объективно и независимо от нашего сознания. Крупнейший представитель материалистического эмпиризма Джон Локк (1632-1704) единственным источником всех наших идей о мире объявил опыт. Опытом он называл все то, что воздействует на сознание человека на протяжении всей жизни, формируя его знание. До приобретения опыта человеческое сознание является как бы «чистой дощечкой» и лишь посредством приобретаемых из опыта ощущений разум оказывается способным формулировать суждения о мире. Локк разделял тезис сенсуализма (учения о доминирующей роли чувств в познании) о том, что «в разуме нет ничего, чего прежде не было бы в ощущениях».
Посредством идей ощущения мы воспринимаем в вещах первичные и вторичные качества. Первичные (или объективные) качества не зависят от субъекта и являются неизменными. Это форма, число, движение, протяженность (объем) и т.д. Вторичные (или субъективные) качества зависят от субъекта (т.е. порождаются в нашем переживании и чувствовании). Вторичные качества – это цвет, звук, запах, вкус, тепло и т.д. Идеи, приобретенные из опыта – это материал для знания, но не само знание. Чтобы стать знанием, материал идей должен быть переработан деятельностью рассудка, которая состоит в сравнении, сочетании и абстрагировании идей. Посредством этого простые идеи, получаемые из опыта, становятся сложными идеями разума. И если простые идеи истинны в том случае, когда они точно отображают свойства вещей вне нас, то истинность сложных идей удостоверяется их взаимосоответствием, совместимостью и соответствием между идеями и процессами окружающего нас мира. Еще большей радикальностью отличался эмпиризм Дэвида Юма (1711-1776). Согласно Юму, через чувства мы не воспринимаем ни общих идей (то есть мы воспринимаем всегда конкретное дерево, а не дерево вообще), ни причинно-следственных связей. Следовательно, они носят не объективный, а субъективный характер, то есть мы их «домысливаем», но в самой чувственно воспринимаемой действительности этого нет. Поскольку иных источников знания кроме чувственного опыта эмпиризм не предусматривает, следовательно, наука, которая строится на познании причинно-следственных связей и всеобщих законов, не является адекватной действительности. Таким образом, Юм довел эмпиризм до скептицизма, то есть сомнения в возможности познания объективной действительности.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 698 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...