Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Правовое сознание и правовая культура



Правовое сознание – форма общественного сознания в которой выражаются знание и оценка юридических законов и нормативов.

В отличие от политического, правовое сознание относится к государству не как к субъекту, а как к внешней принуждающей силе, имеющей впрочем свою оценку. От нравственного отличается своим источником: не коллективное мнение, а законы и нормативные акты. Основной момент – оценка.

Право возникло как заменитель божьей воли, установки, при переходе от мифологического уровня сознания к более высокому. Со стремительным ростом общетсва и углубления разделения на классы, право отражало интересы господ-ствующего класса.

Право как таковое ограничивает меру социальной свободы и регламентирует обязательные элементы социальной деятельности.

Государство рассматривает правовые отношения со стороны функционирования и сохранения общетсвенного целого, правовое сознание оценивает это со стороны личности. Теоретическое правосознание стремиться объединить эти точки зрения.

Т.к. законодательтво постоянно изменяется, то меняется и правосознание. Однако, всегда оно есть поддержка сознаваемых и регламентированных отношений человек–государство.

Правосознание непосредственно и органиче­ски связано с правом, потому что на его базе формируется, вос­производится и функционирует. Право следует понимать как осо­бый вид общественных отношений, являющийся формой всех других отношений. Многообразие правовых отношений заключа­ется в том, что их участники связаны между собой системой рав­ных предоставлений и получений. Они адресуются общественному целому (обществу, государству) в претензиях иметь ту долю ценности, присвоение которой обеспечит возможность нормальной жизни. Такого рода претензии являются выражением в правовой форме общественных потребностей и интересов. Социальные претензии несут на себе отпечаток влияния государственности. Каж­дая социальная группа, национальное сообщество и другие соци­альные структуры имеют правовые воззрения на социальные про­цессы, свое правосознание. Но, несмотря на это, все они вынуж­дены считаться с существующими в обществе законами, нормами права. Аппарат государства с помощью законодательства регла­ментирует поведение всех, кто вступает в отношения права.

Правовая деятельность населения направлена на подчинение поступков, действий, поведения в целом нормам, которые отра­жают социальную природу права. Многократные, постоянно возоб­новляющиеся акты использования права, приводят к тому, что они оформляются как правовое сознание. Оно имеет несколько уровней проявления. Первый уровень правосознания характери­зует практическое использование людьми разнообразных право­вых норм. Это уровень практического правосознания. Формами практического правосознания являются правовые чувства, право­вые привычки, правовые знания. Правовые чувства содержат ус­тановку на отношения к различным сторонам и признакам дей­ствительности. В качестве правовых навыков выступает умение совершать требуемое правом общение и выполнять действия (за­ключать сделки, составлять договора и т. д.). Правовая привычка — это устойчивая потребность в постоянном следовании от­носящимся к праву стандартам поведения (соблюдению догово­ров, исполнению обещаний). Правовые знания есть итог стихий­ной ориентации в сфере права в виде некоторого набора сведе­ний, оценок и установок.

92. Религия в духовном развитии человека. Религиозно–моральная традиция в Украинсткой культуре. Религиозные конфессии в Украине.

Религия – в том смысле, в каком принято говорить о трех мировых религиях: христианстве, буддизме и исламе, – это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты, конкретные формы взаимоотношений между верующими и религиозной организацией и многое другое.

Нет ни одного народа, который не знал бы религии, и, следовательно, возни-кновение и развитие религиозных представлений как таковых, вне зависимости от их конкретного смыслового наполнения, связано с какими-то социально-психологичес-кими свойствами или потребностями человека, которые так или иначе удовлетворяя-ются различными вариантами конкретных религий. В этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм общественного сознания. Понятие религиозной формы общественного сознания, таким образом, подчеркивает тот факт, что наличие религиозных представлений соответствует духовным потребностям чело-века, но вместе с тем объективность самих потребностей еще не означает объектив-ности, истинности тех религиозных средств, с помощью которых эти потребности исторически удовлетворяются. Религия была центральной формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий вплоть до эпохи Просвещения, в которой сначала Ф.ия, а затем наука и этика стали составлять ей своего рода конку-ренцию. Так возник атеизм как учение, направленное на опровержение религиозных взглядов. Атеизм, таким образом,– это не самостоятельная форма общественного сознания, но как бы общественно санкционированный противовес религиозному сознанию. Религия – это не случайная ветвь культурной эволюции, а закономерно возникшая, исторически, социально и психологически обусловленная форма осознания людьми окружающей действительности и самих себя. Пока объективные потребности человеческого духа полностью не удовлетворяются со стороны других форм общественного сознания, религия продолжает оставаться для некоторых слоев общества источником этических ценностей, психологическим утешением и под-держкой, гарантией восторжествующей в будущем справедливости.

Сущностью религиозного сознания является иллюзорное удвоение мира, т.е. признание наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потусторон-него мира, в котором находят или найдут свое идеальное разрешение все тревожащие человеческий дух противоречия земного бытия.

Взаимоотношения между религией и Ф.ией исторически изменчивы и разно-образны. Если материалистическая линия в Ф.ии последовательно противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направления идеалистической Ф.ии неоднократно вступали и вступают в союз с теологией, что выражается в формиро-вании утонченных, рафинированных форм религии. Так, буддизм нередко трактуется не как религия, но как Ф.ия, точнее, как религиозная Ф.ия.

До становления христианства, религиозные представления входили в состав Ф.ии в качестве ее необходимого компонента (имеется в виду линия Платона), в средние века, напротив, общая ситуация сложилась так, что уже религия, получившая первосте-пенное значение в общественной жизни, стала включать в себя Ф.ию в качестве своего необходимого компонента.

Действительное расчленение Ф.ии и религии на обособленные формы обществен-ного сознания произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени, что предполагало признание факта этого обособления и на уровне официальной идеологии, и в самом общественном сознании. Была официально принята идея двух истин: одна истина – от бога (сюда относилось все, что касается вечных вопросов бытия и духа), а вторая истина–от самого человека (сюда относилось все то, что являлось результатом познавательной деятельности человеческого разума, то есть Ф.иям наука). Так возник деизм – учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается уже в события мира, и потому человек может и должен научно познавать природу и Ф.ски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в историческую реальность вне зависимости от бога.

Впоследствии, материалистической Ф.ии постепенно приобрела настолько мощный потенциал, что стала претендовать на замещение центрального места религии.

Значительная часть идеалистических учений вообще не настаивает на отторжении религии от Ф.ии, а, наоборот, стремится к их новому синтезу.

Религиозные конфессии в Украине: православная церковь Московского патри-архата(митрополит Владимир), православная церковь Киевского патриархата(патриарх Филарет, непризнанная, с укр языком), автокефальная(диаспоральная церковь), греко-католическая(на Зап Укр.), различные секты(мормоны, слово жизни, свидетели Иеговы, баптисты), старообрядцы(раскольники).

Структура религии: 1) религия сознания; 2) религия культа; 3) религия организации. Первое включает в себя религиозно-психологические – настроения, чувства, привычки и религиозную идеологию – занимается пропагандой идей религиозного общества.

В Украине всегда вера в Бога была довольно крепкой, что подтверждается в произведениях. Сейчас большинство православные и греко-католические.

Церковь – строго центрированный институт, где проводят службы священнослужители; в ней деления на: клир – могут профессионально служить Богу; миряне – просто миряне.

Секта – объединение верующих, которые противопоставили себя господствующему религиозному течению: Отсутствует деление, сознательное вступление и миссионерская деятельность.

Деноминация – промежуточная форма имеет черты секты и церкви.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 354 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...