Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобран-ные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Наука – это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки.
Потребности материального производства влияют на развитие науки и на направление ее исследований, но и наука, в свою очередь влияет на общественное развитие.
В разные периоды истории наука была неодинакова. Роль науки увеличивалась по мере расширения и обобществления производства. Наука все больше становилась духовным содержанием производительных сил, ее достижения воплощались в технических нововведениях.
Общественное назначение науки закл. в том, чтобы облегчить жизнь и труд людей, способствовать совершенствованию общественных отношений, гармонизации человеческой личности. Наука без человека бессильна, более того, наука без человека бесцельна.
Превращение науки в непосредственную производительную силу происходит и путем усовершенствования методов производства.
Современная наука благодаря своим открытиям и изобретениям сделала очень многое для облегчения жизни и деятельности людей. Научные открытия и изобретения привели к повышению производительности труда и увеличению массы товаров.
Но «Наука – обоюдоострое всемогущее оружие,. которое, в зависимости от того, в чьих руках оно находится, может послужить либо к счастью и благу людей, либо к их гибели».
Тенденция к безграничному восхвалению достижений естественных наук в противовес общественным и гуманитарным дисциплинам опасна. Безграничное доверие к естественным наукам, а значит, и к ее апологетам сказалось и на экологическом состоянии среды (химизация почвы, загрязнение воздуха и водоемов и т.д.), и на засилье экстенсивных методов производства, и на преимущественной ориентации на вещное производство в ущерб социальной сфере, и на резком снижении этических и эстетических показателей культуры.
Сама по себе наука не может считаться высшей ценностью человеческой цивили-зации, она – средство, а не цель.
Ни научное знание, ни нравственность, ни искусство, будучи взятыми в отдель-ности, не могут обеспечить гармоничную целостность общественного сознания, а значит, и поступательное развитие истории. Наука, эстетическая и нравственная формы общественного сознания определяют уровень развития духовной, а также и материальной жизни каждого общества. Их эффективная роль определяется их совместной гармонической согласованностью.
В науке, как любой другой деятельности, взимоотношения меду теми кто в ней занят и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, а что считается неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возник. и развиваются в ходе развития самой науки. В нормах научной этики находят свое воплощение общечеловеческие моральные требования и запреты («не укради», «не лги», в науке это плагиат и фальсификация). Во-вторых, этич. нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. (Платон мне друг, но истина дороже - Арист.) Ученый не должен считаться со своими симпатиями в своем стремлении к истине. История науки чтит имена тех ученых, кт. не отреклись от своих убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже смерти.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 583 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!