Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Исторический писсемизм, характер-ный в целом для античности (хотя отдельным мыслителям и была свойственна вера в исторический прогресс, например, Протагору, Демокриту, Лукрецию Кару), нашел наиболее яркое воплощение в идеологии и Ф.ии истории христианства. Но этот пессимизм не был трагически безысходным, в нем таилась надежда на грядущее спасение в потустороннем мире.
Оптимистическая идея исторического прогресса связана с эпохой Возрождения, с реальными достижениями науки, искусства, ремесел, всем оживлением общественной жизни. Мир ощутил, что он идет навстречу разумному и справедливому будущему и полон сил для его достижения. В центр социального прогресса была выдвинута идея о восходящем развитии человеческого разума.
Особое место в освещении проблемы исторического прогресса в домарксистской Ф.ии принадлежит Гегелю. Он понимал историю как единый и закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи уникальной, являет собой вместе с тем необходимую ступень в общем развитии человечества. Поскольку; Гегель рассматривал историю как единый всемирный процесс, то перед ним с необходимостью должен был возникнуть вопрос о критерии, причем общем, едином критерии, который и позволял бы характе-ризовать этот процесс именно как единый. Такой критерий Гегель усматривал в понятии свободы и подчеркивал, что развитие общества носит поступательный характер в силу того, что в нем обнаруживается прогресс в сознании свободы.
B 20в. стали возрождаться концепции цикличности (О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби и другие) исторического процесса. Если Шпенглер полностью отрицал возможность всякого прогресса, то, например, Тойнби не столь категоричен в его отрицании. Он вполне допускает известный прогресс различных граней социального целого, уподобляя его колесу телеги, монотонное круговое вращение которого обусловливает ее поступательное движение.
Как уже говорилось, Ф.ы по-разному понимали сущность прогресса, и это понимание в немалой степени зависело от того, какой критерий виделся в основании этого прогресса – сознание свободы, степень развития человеческого разума и т. п. Марксизм не отбросил эти критерии, но подчинил их тому реальному, никогда не прерывающемуся процессу человеческой жизнедеятельности – его практике во всем неисчерпаемом богатстве ее чисто человеческих проявлений. Ядром этой практики выступает развитие производительных сил как высшего критерия обществен-ного прогресса. В данном критерии воплощаются и достижения науки, принципы управления, и социально-политическое состояние общества, и уровень образования, здравоохра-нения.
Хотя ядро критерия общественного прогресса составляют производительные силы, тем не менее одного этого понятия недостаточно, действительным критерием общественного прогресса, а лучше сказать – его действительным ядром, выступит способ производства.
Найденный и разработанный марксизмом критерий общественного прогресса дал возможность представить всемирную историю как единый процесс существования и смены различных общественно-экономических формаций. Более того, удалось показать, что различные формации сменяют друг друга не хаотично, не как в калейдоскопе, а по принципу, согласно которому новое общество качественно превосходит предыдущее по фундаментальным экономическим, социальным, полити-ческим и культурным показателям.
Согласно другой точке зрения: критерием общ прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!