Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теоретическое и обыденное сознание. Идеология и общественная психология



Общ.созн. обладает сложной внутренней структурой. Уровнями общ.созн. являются обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп (общественная психология), и научно-теоретическое созна­ние, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов.

Разделение на обыденно-практический и теоретический уровни основано на противопоставлении, с одной стороны, жизненно-общественного практического, несистематизированного (хотя и не полностью стихийного) и вместе с тем целостного жизнепонимания, а с другой – того состава идей, которые подверглись творческой разработке и рациональной систематизации (либо в частных науках, либо в искусстве, либо в Ф.ии, в социально-политических, этических и других доктринах).

В противовес систематичности, рациональности, четкой осознанности теорети-ческого уровня обыденное сознание обладает таким несвойственным теоретическим формам сознания качеством, как полнота и цельность жизнеощущения. Цельность сознания – это один из главных показателей его жизнестойкости. Можно не владеть ни одной теоретической системой, не быть знакомым с Ф.скими построениями и не испытывать тем не менее серьезных психологических неудобств, если обыденное сознание внутренне бесконфликтно и гармонично, но, с другой стороны, нельзя, будучи даже высококвалифицированным специалистом в своей области, не обладать при этом и каким-либо, пусть даже обыденным воззрением на мир. В противном случае такое сознание неизбежно будет испытывать дискомфорт.

Кроме того, обыденное сознание ближе, чем теоретическое, к непосредственной действительности жизни, поэтому в нем полнее отражена специфика ситуации со всеми ее конкретными деталями. Из опыта обыденного сознания черпают свое содержание частные науки, Ф.ия и искусство. Обыденное сознание есть, таким образом, первичная форма понимания обществом социального и природного мира, форма, которая имеет объективную обусловленность в самой природе человека. Оно исторически изменчиво в своих качествах.

Соотношение между обыденным и теоретическим уровнем сознания трансформируется в соотношении между общественной психологией и идеологией. Общественная психология есть частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены разнообразные научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла. Идеология же – это частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности.

Социальный детерминизм.

Общество в человеке. Тело - результат 1. Органического 2. Социально-исторического, культурного развития.

Социальная необходимость выражается в 1. Капитал (не только денежный, но и социальный и культурный. 2. Позиция в отношении производства. (определённая через профессию, род занятий). 3. Тип социальной связи, в которую человек включён. 4. История группы, к которой принадлежит человек. 5. Индивидуальная история. Что у человека в голове, в кармане, в прошлом, на лице, какие родители, друзья. Социальные качества становятся природой человека, живут в его теле, в языке, в способах практической деятельности. Наше тело и язык наполнено онемевшими верованиями, унаследованными жестами. В процессе социализации (социального обучения) индивида происходит интериоризация (овнутрение) социальных качеств.

Как объяснить, что деятельность человека одновременно и предопределена и свободна? Игра - множество ходов в рамках заданных правил.

86. Формы общественного сознания: общая характеристика.

Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии.

Общ.созн. есть не что иное, как „осознанное бытие", т. е. отражение в духов-ной жизни людей их общ.бытия. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т. п., т.е. того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

В силу того, что общество есть субъектно-объектная реальность, общественное бы-тие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.

Итак, сознание представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, про­гнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосред-ственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредствованный характер – через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобре-тает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Общ.созн. обладает сложной внутренней структурой. В самом общем виде в структуре общ.созн. выделяют его уровни и формы. Уровнями общ.созн. являются обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп (общественная психология), и научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов.

Разделение на обыденно-практический и теоретический уровни основано на противопоставлении, с одной стороны, жизненно-общественного практического, неси-стематизированного и вместе с тем целостного жизнепонимания, а с другой – того состава идей, которые подверглись творческой разработке и рациональной систематизации (либо в частных науках, либо в искусстве, либо в Ф.ии).

В противовес систематичности, рациональности, четкой осознанности теорети-ческого уровня обыденное сознание обладает таким несвойственным теоретическим формам сознания качеством, как полнота и цельность жизнеощущения. Цельность сознания – это один из главных показателей его жизнестойкости. Можно не владеть ни одной теоретической системой, не быть знакомым с Ф.­скими построениями и не испытывать тем не менее серьезных психологических неудобств, если обыденное сознание внутренне бесконфликтно и гармонично, но, с другой стороны, нельзя, будучи даже высококвалифицированным специалистом в своей области, не обладать при этом и каким-либо, пусть даже обыденным воззрением на мир. В противном случае такое сознание неизбежно будет испытывать дискомфорт.

Кроме того, обыденное сознание ближе, чем его теоретические формы, к непосредственной действительности жизни, поэтому в нем полнее отражена специи-фика ситуации со всеми ее конкретными деталями и смысловыми нюансами. Опыт обыденного сознания – это то богатство, из которого черпают свое содержание частные науки, Ф.ия и искусство. Обыденное сознание есть, таким образом, первичная форма понимания обществом социального и природного мира, форма, которая имеет объективную обусловленность в самой природе человека. Оно исторически изменчиво в своих качествах.

Формы общ.созн. представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, Ф.ию. Общ. созн. и его многообразным формам присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты общ.созн., ибо научные, Ф.ские, художественные и прочие идеи зависят от накопленного ранее мыслительного материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения общ.созн., т. к. духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции, только борьба между новыми и старыми идеями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия.

87. Понятие науки. / Наука как социокультурный феномен. Функции науки.

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобран-ные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл).

Предмет науки влияет на ее методы, то есть приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны.

В разные периоды истории наука была неодинакова. Роль науки увеличивалась по мере расширения и обобществления производства. Наука все больше становилась духовным содержанием производительных сил, ее достижения воплощались в техни-ческих нововведениях.

Общественное назначение науки закл. в том, чтобы облегчить жизнь и труд людей, способствовать совершенствованию общественных отношений, гармонизации челове-ческой личности. Наука без человека бессильна, более того, наука без человека бесцельна.

Обыденное познание современного человека, включает в себя и элементы научных знаний. Однако оно развивается стихийно, и соединяет в себе не только здравый смысл, но и предрассудки, верования, мистику.

Отличие науки от обыденного сознания. Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Особенность объектов науки делают недостаточными для их освоения и те ср-ва, кот. применяются в обыденном познании.

Наука пользуется естеств. языком, но его не хватает для описания и изучения, т.к. наука выходит за рамки обыденной практики. Кроме того, обыденный язык не четкий. Поэтому появл. язык науки, кот. развивается по мере проникновения науки во все области объективного мира.

Достоверность научных знаний не может быть обоснована только их применением в обыденном опыте. Существуют специальные способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль, вывод одних знаний из других. => Системность и обоснование научных знаний.

Различие в методах познавательной деятельности. В науке уже само обнаружение объекта, св-ва которого нужно изучить является трудоемкой задачей.

Функции науки. Проблема, связанная с классификацией функций н., до сих пор остается спорной потому, что н., развиваясь, возлагает на себя новые и новые функции. Функции н. в жизни общества:1)Культурная функция н. представляет собой процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Н. знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды. 2)Функция фактора соц. регуляции, представляет собой воздействие н. на потребности общества, становясь необходимым условием рационального управления. Н. проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности. 4)Экологическая функция н., направленная на сохранение природы и обеспечение максимально благоприятных и гармоничных экологических условий для существования человека.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1069 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...