Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Иоганн Готтлиб Фихте родился в семье ткача и только случай помогает ему полу-чить образование. Он знакомится с трактатами Канта, которые производят переворот в его жизни. Чтобы встретится с Кантом, он пешком пошел в Кениксберг, где и предо-ставил ему свой первый крупный трактат «Опыт критики всяческого откровения». Кант помог изданию его трактата, что помогло Фихте стать известным. В то же время Фихте анонимно издает два трактата в защиту французской революции. Будучи про-фессором в Иене, он издает свой главный труд – «Основа общего наукоучения». После ухода из университета, большую огласку получили его «Речи к немецкой нации», способствовавшие росту национального самосознания в Германии в период наполеоновских войн. Умер он от тифа, заразившись от своей жены, добровольно ухаживавшей за раненными солдатами.
Исходным пунктом Ф.ии Ф. является тезис об автономности Я. «Я» утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. «Я» есть – это самоочевидное суж-дение. Самоочевидность «Я» у Фихте основывается не на акте мышления, а на воле-вом усилии, действии. «Я» есть волевое, действующее существо. В своем стремлении преодолеть дуализм Канта, Фихте делает шаг в направлении идеи тождества мышле-ния и бытия. Он стремится найти общее основание для духовного мира «Я» и окружа-ющего человека внешнего мира. Такая постановка вопроса поставила перед ним задачу вывести из «Я» существования и все определения «не – Я».
Фихте осознает противоречивость понятия «вещи в себе», с одной стороны, предусматривающей существование независимого от сознания объективного мира, а с другой, предполагающего отражение этого мира в сознании субъекта. Поэтому он отказывается от этого понятия. В результате, Ф.ская система Фихте получает форму последовательного субъективного идеализма. По учению Фихте, из «чистого Я», трансцендентальной апперцепции должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание, т. е. естественный мир. А это значит, что кантовский трансцендентальный субъект превращается в абсолютное начало всего существующего, в «абсо-лютное Я», из деятельности которого, по Фихте, должна быть объявлена вся полнота реальности; весь окружающий человека мир– «не–Я».
Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъективно-деятельностного нача-ла над природой. Природа, по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то друго-го, а именно для того, чтобы создать возможность самореализации «Я». Деятельный субъект, «Я», преодолевая сопротивление природы, развертывает все свои определе-ния, то есть наделяет ее своими характеристиками. Тем самым предметная сфера человека отказывается продуктом его деятельности. В конечном счете «Я» осваивает «не–Я» и достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество.
Такая постановка вопроса потребовала от Фихте конкретизировать понятия «Я». С одной стороны, «Я» – это конкретный индивид, с присущей ему волей и мышлением, а с другой стороны «Я» – это человечество в целом, т. е. «абсолютное Я». Взаимо-отношения индивидуального «Я» и «абсолютного Я» характеризует, по Фихте, процесс освоения человеком окружающей среды. Индивидуальное и абсолютное «Я» Фихте, то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Эта пульсация сов-падений–расхождений составляет основное ядро диалектики Фихте, движущей принцип его системы. Идеал всего движения, развития состоит в достижении совпадения индивидуального и абсолютного «Я». Однако достижение этого идеала полностью невозможно, ибо привело бы к прекращению деятельности, которая, по Фихте, абсолютна. Поэтому вся человеческая история – лишь приближение к иде-алу.
Перед Фихте также встала проблема, откуда берутся другие «Я». И он ее решает на основе правового принципа признания «Я», как гражданин государства признает существование других «Я». Наличие множества свободных индивидов служит, по Фихте, условием возможности самого «Я» как разумного свободного существа.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 350 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!