Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф.ия В.Ф. Шеллинга (Ф.ия природы, трансцендентальный идеализм, Ф.ия тождества, Ф.ия откровения)



Шеллинг Фридрих Вильгельм (1775-1854) – нем. Ф., видный представитель нем. классического идеализма.

Использовав идеи Канта и учение Лейбница о живых монадах и целесообразных силах природы, внес в понимание природы идею развития через противоречия. В своей „Системе трансцендентального идеализма" пытался сочетать субъективный иде-ализм Фихте с объективным идеализмом собственной системы. По Ш., Ф .ия должна дать ответ на два вопроса: каким образом развитие бессознательно-духовной приро-ды приводит к возникновению сознания и каким образом, наоборот, сознание, к-рое са-мо по себе есть лишь субъект, становится объектом. На первый отвечает „Ф.ия природы", на второй – учение „трансцендентального идеализма". Отличие своей системы от субъективного идеализма Фихте Ш. видел в том, что фихтевскому исхождению от субъекта он противопоставил - в Ф.ии природы – исследование, для к-рого перви-чным является объективное. При этом под субъектом Ш. понимает не сознание отдельного лица, а непосредственное созерцание разумом самого предмета, или „интеллектуальную интуицию ". В отличие от Фихте Ш. распространил „интеллектуальную интуицию" на все ступени размышления („рефлексии") сознания по поводу его собственной деятельности. Развивая это учение, Ш. примкнул к реак-ционному крылу романтической школы, для к-рой интуиция - удел только немногих избранных. Достигнув понимания собственной спонтанности, сознание постигает себя одновременно и как подчиненное необходимости, и как свободное. Через свободные действия отдельных людей необходимо действует и проявляется закономерный процесс, в к-ром сочетаются в единстве дух и природа, субъект и объект, свобода и необходимость. Однако открывается этот процесс, по Ш„ не познанию, а только вере, и гарантии исторического и нравственного прогресса только в боге, Задуманное как диалектика необходимости и свободы в истории, но развитое на основе идеализма и мистики, учение Ш. на деле свелось к фатализму и к полному отрицанию предвидения в истории. От,,Ф.ии природы" и системы „трансцендентального идеализма" Ш. перешел к Ф.ии тождества – новой форме объективного идеализма. Гл. проблемой учения Ш. становится идея тождества объекта и субъекта, высшим законом объявляется закон тождества единого разума с самим собой. В абсолюте происходит процесс самопознания тождества – переход от единого ко многому.

Ш. понимал свободу как познанную необходимость, видел в явлении свободы не подвиг отдельного лица, а достижеие об-ва. Однако в противоречии с этим взглядом проблема свободы у Ш. мистифицируется: связывается с проблемой зла в мире; последним корнем свободы провозглашается чисто личное начало, источник к-рого в потустороннем „умопостигаемом" мире. Приблизительно с 1815 Ш, перешел к новой -и последней фазе своего развития: к мистической „ Ф.ии мифологии и откровения ". Учение этого периода отличается крайним усилением мистических элементов миро-воззрения Ш. Теперь Ш. клеймит всякую Ф.ию, основывающуюся на разуме. Ей он противопоставляет „Ф.ию откровения", к-рая ищет истину по ту сторону границ разу-ма – в „религиозном опыте". Публичная пропаганда Ш.,,Ф.ии откровения" провали-лась. В памфлетах („Шеллинг о Гегеле", „Шеллинг и откровение",,,Шеллинг – Ф. во Христе") молодой Энгельс разъяснил современникам реакционную сущность про­исшедшего поворота Ш. к мистике, научную несостоятельность „Ф.ии откровения".




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 306 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...