Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности эпохи Просвещения и ее основные представители (Вольтер, Руссо, Дидро, Гердер)



18 век в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. Это период разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни народов стран Западной Европы. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании послужили толчком для развития новых социально-психологических идей. Поэтому вполне естественно, что в центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум – источник всей субъективной деятельности человека, предпосылка и наиболее яркое проявление всех других его характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т. д.

Наиболее ярко идеи просвещения исповедывались на французской почве в преддверии Великой французской революции. Французские просветители, будучи материалистами, сделали решающий шаг в ориентации психологии на объективное и опытное изучение. Французский материализм объединил в себе две линии теоретической мысли: объективное направление Декарта и сенсуалистские идеи Локка, который стал главным идеологом Просвещения в Англии, где буржуазные отношения утвердились раньше.

Несомненно, виднейшим мыслителем французского Просвещения является Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778), в философии которого большую роль играет вопрос активности субъекта. Он однозначно подчеркивал «общественность человека» как предмет собственно философских интересов. Его интерес к «общественному человеку» определяется трудами английских мыслителей, в частности концепцией естественного права Локка. Вольтер понимал человека как существо общественное, общественность которого состоит в том, что он живет среди других общественных людей. При этом свобода и равенство понимались им лишь в чисто абстрактном правовом и политическом смысле.

Иначе проблема неравенства между людьми и путей его преодоления виделось другому крупнейшему теоретику эпохи Просвещения Жану Жаку Руссо (1712-1778), которая выступает центральным мотивом в его работах. Он критикует современную цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис в том, что наука некоем образом не способствует совершенствованию нравов. Руссо также подчеркивает, что основы общественной жизни составляют «телесные потребности», тогда как духовные потребности являются их украшением. Руссо определенно угадал социальную обусловленность науки и культуры. Он одним из первых обнаружил, что развитие культуры создает «искусственные потребности», удовлетворение которых имеет весьма спорный характер. Но все же основное внимание он уделяет неравенству людей. И причину неравенства Руссо видит, с одной стороны, в имущественном неравенстве, с другой – во взаимной зависимости людей друг от друга, которая вызвана развитием разделения труда и цивилизации. Естественное состояние человеческого общества, когда человек является в сущности самодостаточным, когда он не зависит от других людей, представляется Руссо идеалом, к которому можно вернутся, идею.

Таким образом, философ утвердил идею «естественного человека», доброго от природы, которая придала крайнюю остроту проблеме соотношения между прирожденными особенностями индивида и внешним условиям с социальной средой.

Дени Дидро (1713-1784) — последовательный материалист, давший образцы диалектичес-кого мышления. С его точки зрения мир — движущаяся материя; источник движения находится внутри материи.

Дидро был сенсуалистом, признававшим в то же время значение разума, мышления для познания. Он сбалансированно представлял процесс познания.

Дидро возглавил создание первой в истории человечества Энциклопедии. Благодаря факту создания Энциклопедии XVIII век называют веком Просвещения.

Своими истоками «наука о культуре», т. е. культурология, уходит в эпоху Просвещения. Именно в этот период развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя историческую периодизацию и внутренние закономерности.

Значительный вклад в этом направлении сделал немецкий философ и культуролог Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803). В своем фундаментальном сочинении в 4-х томах «Идеи к философии истории» (1784—1791) философ дает свое видение общей истории развития человечества. Он представляет ее как органичный эволюционный процесс развития, как саморазвивающееся целое.

Согласно Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, является ее продолжением, постепенно достигая более высоких ее ступеней. Последним звеном в этой эволюции является человек. Именно культура отличает егоот животного. Культура истолковывалась им как второе рождение человека. Гердер подробно анализирует феномен культуры, подчеркивая, что в ней проявляют себя два начала:

— надприродная сущность культуры;

— историческая причина развития данного явления.

Философ выделяет основные, по его мнению, элементы культуры:

— язык;

— государство;

— семейные отношения;

— религию, искусство, науку и т. д.

Согласно пониманию Гердера, культура «захватывает человека и формирует его голову и...члены его тела» (Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.,1977. С. 231). Более того, именно она (культура) выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого человеческого сообщества.

Гердер рассматривает общественное развитие в историко- географическом ключе. Он последовательно анализирует группу культурно-исторических'регионов, обращая внимание читателей на природные условия и традиции, населяющих их народов. Среди выделенных Гердером цивилизаций обозначены древние: Китай, Египет, Греция, Рим, а также славянский мир, культура Германии и т. д. В своем исследовании философ утверждает, что каждый регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны, подчеркивают его оригинальность, а с другой

— представляют его как этап развития человеческой культуры вообще.

Наиболее обстоятельно Гердер анализирует европейскую культуру:

— выступая при этом против европоцентристской идеологии;

— подчеркивая одновременно азиатское происхождение многих культурных феноменов.

Различные типы культуры, размышляет философ, не должны разделять людей на «просвещенные и непросвещенные народы». Гердер отмечает, что данное различие — не качественное, а количественное. Поэтому единая цепь культур имеет «...бесчисленные оттенки, цвета меняются с местом и временем» (там же. С. 230).

Постоянно подчеркивая единство человеческой культуры, философ объясняет pro (т. е. единство) общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность». Согласно концепции Гердера, всеобъемлющее распространение гуманности в человеческом обществе позволит:

— разумные способности людей сделать разумом;

— данные человеку природой чувства реализовать в искусстве;

— влечения личности сделать свободными и красивыми.

Далеко не однозначно Гердер решает вопрос о прогрессе культуры. «Культура движется вперед, — пишет он в своих «Идеях к философии истории человечества», — но совершеннее от этого не становился; на новом месте развиваются новые способности; прежние, развившиеся на старом месте, безвозвратно уходят» (там же. С. 427). Согласно Гердеру, история развития культуры крайне изменчива и непостоянна. Культура может состоять из крайне динамичных и статичных отрезков, ей свойственны взлеты, падения и состояния инерции. Философ приходит к выводу о том, что ни одной из культур никогда в истории человечества не было свойственно поступательное прогрессивное развитие.

Культурологические идеи И.Г. Гердера оказали значительное влияние на становление данной области гуманитарного знания. Активно используемый философом историзм в исследовании культуры:

— позволил увидеть ее сложную противоречивую сущность;

- явился попыткой выявить ее подлинные закономерности; содействовал формированию методов ее постижения.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 5972 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...