Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-политические концепции и проблема человека в философии Нового времени (Гоббс, Спиноза, Локк)



Одним из видных представителей английской философской мысли был Томас Гоббс (1588-1679). В своей теории ему удалось свести воедино эмпирическое познание Бэкона и рациональное познание Декарта. Но наибольшее значение имеют социально-политические взгляды Гоббса, которые содержатся в заключительной части его философской системы «О гражданине» и в трактате «Левиафан».

Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве и государстве является «естественное состояние людей». Это естественное состояние характеризуется у него «естественной склонностью людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на всех. Это не является причиной факта, «что естественным состоянием людей, раньше, чем они вступили в общество, была лишь война всех против всех» Она выражает ситуацию, в которой каждому угрожают все. Выход из нее видит в образовании общества. Но так как общество может покоится только на согласии интересов, а это «согласие между людьми основано лишь на соглашении, а оно искусственно», то необходимо, чтобы «кроме договоров было еще нечто иное, что соглашение усиливало бы и надолго упрочило. Этим является общественная власть, держащая в узде и направляющая все действия людей к общественному благу». Так возникает государство, которое на место законов природы ставит законы общества.

По своим взглядам на государство, общество и право Гоббс принадлежит к представителям теории договора в объяснении возникновения государства и естественных правовых концепций. И хотя концепция общества у Гоббса может на первый взгляд показаться не демократической, на самом деле она содержит глубокий демократический акцент, что проявляется в его понимании общественного договора как естественного равенства всех людей, которое объясняется исходным принципом договорных отношений.

Очень интересным с социально-психологической точки зрения являются и идеи философа относительно человеческой речи. Речь у Гоббса выступает в двух основных функциях - как орудие мысли, как средство общения. Он первый, кто наиболее четко выделил обозначающую и выразительную функцию речи. Каждая из названных функций имеет универсальное значение в том смысле, что с помощью слов можно выражать и обозначать все явления внешнего мира и любые внутренние состояния и переживания человека. Причем по своему происхождению все слова являются продуктом договора между людьми по употреблению их для обозначения вещей и общения.

Будучи могучим средством познания и общения. речевая деятельность людей имеет некоторые негативные стороны. Связанные с неправильным употреблением людьми различных слов, с подменой вещей словами, смешением языка с предметами, понятиями, суждениями. Рассматривая причины непонимания между людьми и возникающих между ними конфликтов, Гоббс идет в направлении, обозначенном Бэконом.

Другой представитель эмпирической линии в английской философии, которая начинается с Бэкона и к которой можно причислить и Т. Гоббса, Джон Локк (1632-1704).Драматическое развитие общественной и политической ситуации в Англии, свидетелем которых был Локк, вызывает у него интенсивный интерес к политике. В своих общественно-научных взглядах философ не выходит из естественного состояния общества. Но это естественное состояние не является «войной всех против всех», как у Гоббса. Наоборот это состояние равенства, в котором вся власть и правомочность является взаимной «один имеет не больше чем другой». «Это состояние свободы, но это не состояние произвола». Ограничивает свободу человека естественный закон, который гласит, что «никто не имеет право ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе». Свобода человека, таким образом, не абсолютна. Как мне кажется, эти рассуждения Локка о свободе получили свое развитие в рамках экзистенциальной психологии, одного из основных положений которой гласит: свобода одного индивида ограничивается свободой другого индивида.

Философию Локка можно охарактеризовать как учение, которое прямо направлено против рационализма, о чем в частности свидетельствует отрицание философом существования врожденных идей, которые играли такую важную роль в теории познания Декарта. Человеческая душа, согласно Локку лишена всяких врожденных идей, понятий, принципов. Он, подобно классическим бихевиористам считает душу чистым листом бумаги (tabularasa), на которую только при жизни внешний мир наносит своими воздействиями узоры. Именно внешний мир является первым источником идей. Получается, что знания и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного взрослого человека, поэтому естественно, что Локк придавал огромное значение воспитанию.

При этом особую роль в формировании идей философ отводил речи. Как и Гоббс, он приписывает речи две функции - функцию выражения и функцию обозначения. Слова и речь являются как орудиями мышления, так и средством обмен идеями и мыслями. Главная цель всякого сообщения быть понятым. Но людям часто не удается достигнуть взаимопонимания, что вызвано, с одной стороны, собственными недостатками языка и злоупотреблением словами- с другой. Избавление от возможных недостатков и злоупотреблений в речи, пробуждение идей, адекватных их речевым формам - вот те главные пути, с помощью которых можно овладеть искусством общения.

Прогрессивные воззрения Локка содержат зародыши идей, которые стали ведущими у французских идеологов Нового времени. Поэтому как сенсуализм и эмпиризм Локка повлияли на механистический материализм 18 века, так и его социально-политические идеи повлияли на таких видных представителей французского просвещения, как Руссо и Вольтер.

Рационализм Декарта, который стал предметом критики сенсуалистки ориентированных английских философов, прежде всего Д. Локка, также нашел много продолжателей. К наиболее выдающимся из них принадлежат, в частности, Б. Спиноза и Г. В. Лейбниц.

Голландский мыслитель Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) выступил одним из первых оппонентов Декарта. В основу философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции. «Истинной является лишь одна субстанция, атрибутами которой являются мышление и распространенность, или природа». Таким образом, Спиноза в своем учении о субстанции преодолел противоречие дуализма Декарта. В то время как субстанция и ее атрибуты имеют характер бесконечности, для описания единых вещей, которые являются «конечными», философ использует понятие «модус». То, что характеризуется этими модусами (единичные вещи), имеет в отличие от субстанции и ее атрибутов существование, покоящееся «на внешней причине». И если у субстанции и ее атрибутов полностью исключена возможность какого-либо «внешнего воздействия», то между модусами внешнее воздействие и внешние связи существуют. Человек, согласно Спинозе, модус особого вида. В отличие от других тел кроме распространенности ему присуще мышление, то есть разум. Поведение же человека находится под влиянием инстинкта самосохранения и вытекающих из него аффектов, основными из которых являются радость, печаль, влечение. Проблема человеческой свободы состоит в освобождении от их влияния. Это предполагает ясное и точное познание. Так Спиноза приходит к пониманию свободы как познанной необходимости.

Следует также обратить внимание и на социально-политические воззрения Спинозы. Подобно Гоббсу и Локку, он исходит из естественного состояния общества, которое понимается им как период, когда преобладает не разум, а закон природы. Этот закон ведет каждого человека к тому, чтобы он заботился лишь о своем личном успехе и удовлетворял лишь свои потребности, вытекающие из его природы, из инстинкта самосохранения. Это естественное состояние Спиноза характеризует, как и Гоббс, как состояние когда человек человеку - волк. Общество и государство возникают для того, чтобы люди могли обеспечить свою собственную безопасность, а также взаимную помощь. В согласии со своей этикой, философ требует, чтобы государство было устроено разумно.

Социально-политические воззрения Спинозы способствовали развитию естественно правовых и договорных концепций развития общества. Тенденции, вытекающие из этих воззрений, почти через 100 лет появились в теории общественного договора Руссо. Также значительную социальную роль в свое время сыграл пантеизм Спинозы с его атеистическими последствиями, которые были предметом атак теологов и идеологов социальной реакции.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4319 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...