Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приемы и методы, используемые в технологии проблемного обучения



Метод мозгового штурма Впервые описан А.Осборном в книге «Управляемое воображение» в 1953 г. Цель применения: развитие творческого мышления. Преимущества: - достаточно оперативен и надежен, - максимум идей за короткий срок, - отсутствие какой-либо критики, - развитие, комбинирование и модификация выработанных идей.   Техника проведения штурма - Состав группы от 6 до 12 человек, оптимальное количество – 7 человек. - Отдельное организованное помещение (стол круглый или буквой П), наличие доски. - Время, отведенное на МШ, - от 40 до 60 мин. - Наиболее благоприятное время для проведения – с 10 до 12 час. и с 15 до 18 час. - Инструктаж группы по правилам проведения (возможность высказывать свои идеи есть у каждого, никакой критики!) - Выбор секретаря Этапы мозгового штурма I этап. Создание банка идей. Правило: Никакой критики! II этап. Анализ идей. Правило: В каждой идее найти рациональное зерно! III этап. Обработка результатов. Правило: Отобрать от 2 до 5 самых интересных идей   Варианты мозгового штурма - Обратный мозговой штурм Составление наиболее полного списка недостатков какого-либо решения, на который обрушивается ничем не ограниченная критика. - Теневой мозговой штурм Выработка альтернативых идей при наблюдении за решением проблемы. - Комбинированный мозговой штурм А) двойной прямой мозговой штурм: синтезирование неожиданных идей спустя 2-3 дней после мозгового штурма. Б) обратно – прямой мозговой штурм: прогнозирование развития мозгового штурма. Виды мозгового штурма: Брейнрайтинг Цель: развитие идей в письменной форме. Участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме и обмениваются ими друг с другом в течение 15 минут.   Индивидуальный мозговой штурм Проводится одним человеком. Он сам генерирует, сам регистрирует идеи, оценивает их через неделю. Генерация идей не должна превышать 3-10 минут!   Мозговой штурм на доске На специальной доске в центре большими буквами пишется проблема, требующая разрешения. В течение дня участники прикрепляют на доску свои решения, зафиксированные на разноцветных стикерах.   Визуальный мозговой штурм Идеи решения проблемы зарисовываются в виде образов.   Мозговой штурм по-японски Эксперты выбирают решения с помощью одного из следующих принципов: а) большинства голосов – выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников; б) диктатора – за основу берется мнение одного лица; в)принцип Курно – предлагается число решений, равное числу экспертов; г) принцип Парето – решение выбирает коалиция экспертов; д)принцип Эджворта – несколько коалиций экспертов, которые отстаивают свое решение.   Синектический штурм Синектика включает в себя два базовых процесса: - Превращение незнакомого в знакомое - Превращение знакомого в незнакомое.  
Проблемные задачи   Основные требования к условию проблемной задачи
  1. Достаточность условия (кроме задач с достраиваемым условием)
  2. Корректность вопроса
  3. Наличие противоречия
Задачу можно сделать почти из любого интересного факта!
Виды проблемных задач: 1) изобретательская задача (условие такой задачи должно содержать некое противоречие, решение – только в изобретени чего-то нового!), 2) исследовательская задача (необходимо исследовать явление и объяснить его причины), 3) конструкторская задача (не содержит острых противоречий, предполагает придумывание устройства под заданную цель либо функцию), 4) прогнозная задача (необходимо сделать анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений, открытий), 5) задача с достраиваемым условием (условие такой задачи допускает несколько толкований, учащимся необходимо проанализировать условие, а затем самостоятельно вводить необходимые данные и ограничения).
Проблемные вопросы   • Начальный уровень: - знание (что? где? когда?) - понимание (почему? зачем?) • Средний уровень: - применение (зачем? с какой целью?) • Высший уровень: - анализ (сопоставьте, сравните); - синтез (а что если…); - оценка (сделайте вывод, с чем вы согласны или не согласны).

21. Педтехнология метода «кейс-стади» или технология обучения мето-




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 351 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...