Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные фазы системного дизайна. Дизайн-сценарий. Определение и типология дизайн-сценария



Основные фазы системного дизайна. Дизайн-сценарий. Определение и типология дизайн-сценария. Сценарий является логической фазой развития программ. Собст­венно говоря, любую дизайн-программу можно рассмат­ривать как свернутый дизайн-сценарий, содержащий концепцию объекта, определяющий цели в отношении его и намечающий общую стратегию достижения этих целей, т. е. объясняющий, что надо делать и для чего. А дизайн-сценарий можно представить как разверну­тую дизайн-программу, определяющую виды, характер и назначение конкретных методов и средств ее реализации, регулирующую их взаимоотношения и расположен­ность во времени, т. е. отвечающую на вопросы «чем?», «каким образом?», «когда?».

Дизайн-сценарий — это представление возможного будущего объекта в виде совокупности образов ситуа­ций в сюжете замысла (концепции) в конкретной со­циально-культурной и пространственно-временной сре­де, т. е. в виде схемы, по которой должны строиться пластический рисунок объекта и осуществляться дина­мика социально-культурного процесса.

Своеобразие дизайнерского подхода состоит в том, что в качестве аналогов при разработке дизайн-сцена­рия могут быть использованы не только известные теат­ральные и кинематографические приемы сценирования, но и широко применяемые формы сценирования во многих областях человеческой деятельности.

На протяжении всей своей жизни каждый человек «исполняет» различные социальные роли, содержание и характер которых постоянно изменяются. Факторы су­ществования и социальная значимость каждой из этих ролей определяются общностью интересов, ценностей и нравственных норм поведения соответствующих сово­купностей людей, так называемых «социальных групп»:

-общественных классов, социальных слоев, профессио­нальных групп, этнических общностей (нации, народ­ности, племена), возрастных групп (молодежь, пенсио­неры);

-малых групп, специфический признак которых— непосредственные контакты их членов (семья, школь­ный класс, студенческая группа, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании);

-средних групп (производственные объединения работников одного предприятия;

-территориальные общности, например жители деревни, района.

Каждая роль развивается согласно некоему «сцена­рию», являющемуся плодом коллективного творчества людей и отвечающему интересам и потребностям обще­ства, государственным законам и многим другим фак­торам. Отдельно взятый индивидуум, исполняющий ту или иную роль на сцене «театра жизни», создает в меру личных творческих способностей конкретный образ, развивая и дополняя рисунок заданной роли, т. е. яв­ляется в определенной степени режиссером своей судь­бы и одновременно исполнителем главной роли в соб­ственном спектакле.

Сценирование нередко используется человеком (часто подсознательно) в целях «проигрывания» пред­стоящей конкретной ситуации (мизансцены), например ответственной деловой встречи или жизненно важного разговора, когда человек, мысленно моделируя предстоящую сцену, составляет собственную программу дей­ствий, «сценарий», основанный на предвидении направ­ления развития сюжета. Для этого он проводит в неко­тором роде «репетицию», исполняя роль и своего собе­седника. В связи с тем, что дизайн-сценарий является методом реализации рассмотренных выше дизайн-про­грамм, структура его типолотии развивает их типоло­гию и включает в себя следующие виды сценария:

- определяющий — разворачивает целевые установ­ки дизайн-программы-1 (тематический план работы дизайнера) в конкретный план действий;

- постановочный — выявляет ролевую структуру и на­мечает в процессе проектирования основные ситуации сюжета «жизни» конкретного дизайн-объекта;

- тактический —устанавливает порядок и характер действий по реализации дизайн-программы-2;

- стратегический - прогнозирует возможные направления самосовершенствования функциональной структуры дизайн-объекта.

Сценарий позволяет представить возможное будущее не в виде математических знаков, диаграммы развития, физических или социальных ха­рактеристик, а как цепочку конкретных действий, раз­вивающихся событий, т. е. в форме сценария, по кото­рому будет (гипотетически) «создаваться спектакль», или, иными словами, осуществляться предвосхищаемый прогнозистом социально-культурный процесс.

Основные категории сценирования в дизайне. В свя­зи с усложнением типологии объектов дизайна (от еди­ничной вещи до комплекса, системы, среды), увеличе­нием количества участников дизайн-деятельности (от одного автора до большого творческого коллектива) и привлечением к ней представителей других специаль­ностей возникает проблема поиска новых, нетрадиционных методов и средств дизайн-проектирования.

Какие же основные категории отражают процесс ди­зайнерского средопредставления, и как совокупность этих категорий может выражать процесс моделирова­ния дизайнером образа социально-культурного объекта в уже известных или возможных в будущем замысле обстоятельствах? Такими категориями являются «сре­да», «сюжет», «ситуация» и «мизансцена», каждая из которых выполняет определенную функцию в процессе проектирования объекта.

«Среда» связывает в сознании дизайнера два плана — объекта и метода. Сценирование позволяет моделировать действительность таким образом, что она предстает как предметно-оформленная среда человече­ской деятельности и поведения, означенная в вообра­жении дизайнера в целостное единство — сцену-среду.

«Сюжет» определяет обстоятельства «жизни» объекта (в их связи между собой и между ними и человеком) в пространстве сцены-среды, позволяет проследить при­чинно-следственную связь событий и организует форму действия так, что его разрозненные части оказываются внутренне и внешне взаимосвязанными (так кинорежис­сер монтирует целое из отдельных кадров, выделяя сквозное действие, причинную связь событий или един­ство смыслового процесса). Разработка сюжета состоит прежде всего в создании ряда ситуаций, которые позво­ляют выявить и обрисовать характеры конкретных ге­роев, уточнить их действия и взаимные отношения.

«Ситуация» означает единство времени, места и действия, причем единство времени характеризуется, завершенностью действия. Понятие ситуации связывается с категорией среды путем моделирования конкретной средовой ситуации, фрагмента среды существования исследуемого дизайнером объекта. Смена ситуаций на сцене-среде развивает содержание действия во времени. Уподобление среды пространству сцены, си­туации — единству действия и места, а человека — опре­деленному герою (персонажу) представляет проекти­руемый объект в динамическом единстве сюжетного за­мысла, в целостном художественном контексте меняю­щихся жизненных ситуаций.

«Мизансцены» -структурные единицы средовых ситуаций и ролевой структуры, заклю­чающие в себе определенные фрагменты социально-культурной среды человеческой деятельности и поведе­ния человека в тот или иной момент социально-культурного процесса. Каждая из мизансцен, представляя собой часть сюжета, одновременно является и частной моделью сюжетного целого, выражаемого в замысле, в непрерывной цепи мизансцен. Согласно композиции мизансцены располагаются в определенном порядке обеспечивая тем самым сквозное действие и целостное представление о моделируемом объекте. Такое пред­ставление об объекте и является задачей сценирования. В процессе воссоздания образа действительности на сцене-среде дизайнер как бы проигрывает основные моменты жизни объекта, существующего в виде макета, графического изображения или игры.

Таким образом, сценирование— это мыслительные и операционные процедуры воссоздания целостного образа действительности на сцене замысла. В этом понимании сценирование не подменяет собой проектирова­ния, а является всего лишь одной из форм его сущест­вования, так как представляет собой определенную ме­тодику конструирования объекта в замысле. После вы­работки проектного решения эта «методическая струк­тура» демонтируется для дальнейшего использова­ния.

Сценарный метод проектирования. В настоящее время при проектировании больших систем дизайн-процесс организуется по принципу разделения труда: общая задача дробится на ряд мелких подзадач, и каж­дый специалист, получив свое задание, реализует его в качестве технического исполнителя. Творческий про­цесс осуществляет только генеральный дизайнер — по­становщик задачи. Такое членение процесса проектиро­вания препятствует использованию самых сильных про­фессиональных свойств дизайнера и отрицательным об­разом сказывается на качестве системного дизайнер­ского процесса в целом. Построение дизайн-процесса сценарным методом предполагает такую его организацию, при которой участие большого количества специ­алистов обусловлено не разделением труда, а способом художественного моделирования действительности, фор­мой выражения художественной идеи.

Тема сценирования концентрируется в замысле, вы­ражающем общую проектную ситуацию в среде и опре­деляющем объект дизайна как предметно-оформленный фрагмент среды человеческого обитания. Весь дизайн-процесс членится на мизансцены, опреде­ляется ролевая структура, в соответствии с которой роли распределяются между исполнителями-специали­стами. Каждый участник творческого коллектива в пре­делах той роли, которая ему отведена, творчески ре­шает свои проектные задачи в русле общего замысла.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2646 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...