Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цвет как организатор антропо­метрической, визуальной и материальной структур



Рассмотрим основные принципы организации цветовых гармоний в среде:

1.«Принцип повторяемости целого в его частях». Он реализуется посредством выделения ведущего (композиционно и психологически наиболее значимого) цвета гармонии и повторения его путем, например, ахроматических преобразований или хроматических смешиваний главного цвета с другими второстепенными, но в пропорции, оставляющей доминанту за избранным цветом. Данный принцип можно охарактеризовать как «композицию сближенных цветов».

2.«Соподчиненность частей в целом». Он основан на различии, где в целом может быть выделено главное, второстепенное и дополнительное (иерархическое дифференцирование отобранной гаммы цветов, выделения главной темы и вариаций).

3. «Соразмерность частей в целом». Это оптимальное пропорциональное отношение всех элементов цветовой гаммы (согласование пропорционального отношения цветовых поверхностей по яркости, светлоте).

4.«Уравновешенность частей». Это согласование противоположных (по цвету) части целостного объекта. Данный принцип основан на контрастных цветосочетаниях.

5. «Принцип единства». Это повторяемость цветовых элементов гаммы цветов, организующих единство целого. Этот принцип как бы суммирует все ранее сформулированные принципы. Он связан с такими композиционными признаками единства, как высокая организованность, связанность, согласованность элементов объекта, а также со средствами цветоритмической организации и пропорциональной координации.

Концептуальный подход к проблеме цветовой организации предметно-пространственной среды какого-либо комплексного объекта (производственного, жилого или административного) включает три основных аспекта:

1. Функциональное соответствие. Цветовое пространство должно структурироваться таким образом, чтобы вызывать у субъекта соответствующую эмоциональную реакцию, обусловленную эстетическими, информационными и приспособить ее к специфике деятельности, характерной для конкретного объекта.

2. Система программируемых цветовых картин. Цвет – как система программируемых цветовых картин, дающих исчерпывающую информацию о проходящих в среде процессах, легко ориентироваться в данном пространстве.

3. Колористическая целостность объекта. Формирование целостной цветовой композиции подразумевает организацию совокупности цветовых пятен, исходя из трех основных требований:

— комбинаторики цветосочетаний, то есть группирования цветов по одному из выбранных принципов (например, подобия цветовых пятен или их контраста);

— динамики цветосочетаний, то есть организации цветовых пятен по ранее продуманной программе;

— гармонизации цветосочетаний.

6. РАЗМЕРНО-МОДУЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. «ПОЛИМЕТРИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ» И «МОДУЛОР»

Формирование материальной (размерно-параметрической) структуры может быть осуществлено, в первую очередь, с помощью таких средств композиции, как «объемно-пространственная структура» и «тектоника», а также приемов размерно-модульной организации.

Модуль является не только техническим средством для согласования и соизмеримости отдельных числовых величин (параметров), но и средством, с помощью которого устанавливаются визуально воспринимаемые соизмеримые отношения элементов изделия между собой и с целым.

Модуль, пропорции и масштаб могут представлять собой единое неразрывное целое. На основе этого и строились многие универсальные размерные системы с присущими им достоинствами и недостатками («Модулор» и «АСМОС»).

«Полиметрический модуль», масштабный строй которой обусловливается не абсолютными размерами антропометрических параметров, а размерами, характерными для определенных объектов, дающими представление об их величине и масштабности.

За исходный модуль здесь принят М=10 см. Система имеет сетку числовых размеров модулей. Горизонтальные ряды сохраняют свойства ряда Фибоначчи. Вертикальные ряды образованы на основе арифметической прогрессии со знаменателями 10, 20, 30 и т.д.

Основные принципы образования полиметрической модульной системы заключаются в следующем:

- сочетания членов того или иного модульного ряда, больших по абсолютной величине, должны последовательно включать сочетания членов этого же ряда, меньших по абсолютной величине;

- сочетания членов рядов, образованных более крупными модулями, последовательно должны включать в себя сочетания размеров из рядов, кратных более мелкому модулю;

- а в пропорциональных сочетаниях должна прослеживаться одна и та же гармоническая тема: если, например, в более крупных сочетаниях размеров, выбранных из одного какого-либо модульного ряда, либо из разных модульных рядов, принята тема удвоения (или деления пополам), то она должна прослеживаться и в сочетаниях размеров, кратных более мелкому модулю, то есть не должно нарушаться подобие в структуре крупных и мелких членений.

Целесообразно применять в качестве модуля прямоугольник, а не квадрат. Отношение длин сторон прямоугольника может быть любым необходимым, что позволяет заложить в основу такой модульной сетки желаемый закон пропорционирования, например, пропорцию «золотое сечение».

Размерно – модульная система «Модулор». За основу расчета сооружения в целом и всех его элементов брался какой-либо модульный размер, связанный с размером человеческого тела. Такой модуль увязывал между собой все элементы сооружения и делал эти элементы и само сооружение в целом масштабным, соразмерным человеку.

Размерно-модульная система - является эффективной та, которая учитывает размеры и структуру человеческого тела.

Принцип «золотого сечения» заложен в основу построения размерной системы «Модулор» (Ле Корбюзье) и современная, так называемая антропоструктурной размерно-модульной системы АСМОС.

В первом варианте «Модулора» был принят средний рост человека, равный 175 см. На фирме «Оливетти» была разработана гармоническая система чисел с модулем 14 см., числа этого ряда приближаются к величинам «Модулора» и кратны определенным числам ряда Фибоначчи, что дало возможность соизмерить все члены ряда и обеспечить их взаимозаменяемость.

Aнтропометрическая модульная система «АСМОС». «АСМОС» - для модульно-пропорциональной и масштабной организации комплексов радиоэлектронной аппаратуры и формирования рабочих мест. Эта система содержит 11 рядов взаимосвязанных модульных величин, приведенных к кратному базовому модулю М=50 мм (базовый ряд, малая функция — 4 ряда, большая функция — 6 рядов), близкие по значениям рядам «Модулора».

Во всех рядах «АСМОС» основные величины увязаны с ростом человека равным 170 см (±10 см). В числовых рядах этой системы каждый последующий член равен сумме двух предыдущих, а удвоение величины члена ряда равно сумме двух предыдущих и величины числа, от которого получено удвоение. Данная система использует свойства иррациональных прямоугольников. «АСМОС» — первой крупной размерно-модульной системы в практике отечественного дизайна.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1130 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...