Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прп. Марк Эфесский: жизнь, творения и богословская деятельность; антилатинская полемика



Марк Эфесский (М.Э.) (Мануил Евгеник) род. 1392, в Константинополе, отец был диаконом и сакелларием при храме Св. Софии, мать - дочь врача. Получил домашнее образование, изучал риторику и математику. В 13 лет лишился отца и продолжил обучение у знамен. профессоров: риторику у Иоанна Хортасмена, а фил-фию у Георгия Гемиста Плифона. В ранн. возрасте Марк занял должность отца при храме Святой Софии, а в 24 года получил звание «руководителя Риторов». Будучи духовным сыном Конст-польского патр. Евфимия, Марк приближен к императ. двору и привлек внимание имп. Мануила II, кот. сделал его советником. В 1418 г. Марк оставляет Конст-поль и принимает монашеский постриг в обители на о. Антигон. Вскоре, опасаясь турецк. завоевания, монахи покинули обитель и Марк возвращается в Конст-поль и поселяется в Манганской обители. Имп. Иоанн VIII, по имп. Мануиле, тоже высоко ценил Марка. В 1437 г. по воле имп-ра Марк становится митроп. Эфесским и 24 нояб. вместе с имп-ром и патр-хом, в составе делегации православных епископов, отправляется на церковный собор с католиками в Феррару, котор. продлился два года, назван Ферраро-Флорентийским (папа Евгений IV). Возведение Марка в архиереи сделано для придания научн. авторитета делегацие. Греческая делегация 4 марта 1438 г. прибыла в Ферарру и 9 апреля - открытие Собора. Была создана комиссия по догматическим расхождениям и выработке условий унии. От православных только Марк Эф. и Виссарион Никейск. уполномочены публично выступать в дискуссиях с католиками. В начале работы Собора Марк настроен на унию («Слово перед открытием Флорентийского собора»). За время собора М.Э. написал богосл-кие работы: «Десять аргументов против существования чистилища», «Сумма изречений о Святом Духе», «Главы против латинян», «Исповедание веры» и «О времени пресуществления». Отошёл от унии, найдя учение Западной ц-ви, противоречащим догматам Вселенских соборов (по филиокве и т.д.). В ходе Собора православн. иерархи, под давлением католиков, после колебаний все, кроме митроп. Марка, признали нововведения РКЦ правомочными, с оговоркой, что Восточн. ц-ви не станут вводить их у себя. 6 июля 1439 г. греческая делегация + император, подписали резолюцию собора, буллу «Laetentur coeli». Марк единственный из греческ. иерархов не признал унию. 1 февр. 1440 г. греч. делегация вернулась в Конст-поль. Конст-польский патр. Иосиф II скончался в 1439 г. во Флоренции, а по возвращении имп-ра в Конст-поль место предложено Марку, но он отказался от патриар-ва. В патриархи избран Митрофан II - сторонник унии. 15 мая 1440 г. М.Э. уезжает в митрополию - Эфес. Оттуда направл. многое послания против унии, имп. Мануил в ярости. М.Э. заним. восстановл. церковн. жизнь города, под властью турок. Жизнь в Эфесе не спокойна и М.Э. решил покинуть город. Когда корабль Марка, пристал к о. Лемнос, митроп-та арестовали и заточён на 2 года в крепость Мундрос. Продолж. переписку с критикой унии. В авг. 1442 г. М.Э. освобождён и вернулся в Конст-поль, где борется с унией. Патр. Григорий III Мамма, держ-ся унии и противник Марка. Сконч. Марк 23 июн. 1444 г. в Конст-поле. Труды: Догматико-полемические – Слово об очистительном огне; Силлогические главы против латинян; Исповедание веры; трактат об освящении Святых Даров; «Окружное послание»; Послание к патр. Конст-польскому; «Послание о Флорентийском соборе». Литургические – Канон девяти чинам ангельским; служба преп. Иоанну Дамаскину; стихиры Троице, св. Екатерине, св. равноап. Константину и Елене, 8 умилительных канонов Одигидрии. Др. полемические: «Латинянин» или - О прибавлении в Символе. - О сущности и энергии. Проповедь о воскресении; Слово перед открытием Флорентийского собора. О чистилище слова первое - второе. Ответы на вопросы. - Десять аргументов против существования чистилища. - Сумма изречений о Святом Духе. - Главы против латинян. - Исповедание веры. - О времени пресуществления. - О Флорентийском соборе. - Окружное послание против унии. - Послание Схоларию. - Послание к Георгию Метонийскому. - Послание патр. Митрофану. - Послание Ватопедскому монастырю. - Послание Феофану на Евбею. - Феофану на Имврийский остров. - Слово перед кончиной. Учение свят. Марка выстраивается в процессе полемики с латинянами. Основные пункты этой полемики: догматъ об исхождеши Святаго Духа, учете о загробной участи людей и в частности, о чистилище, учение об освящении Святых Даров, вопросъ о каноническом статусе римского первосвященника. При обсуждении вопроса «филюкве» М.Э. выдвигает канонический аргумент, что латиняне нарушили запрет Вселенских Соборов добавлять или менять в Никео-Цареградский Символ. Затем много цетирует Св. Отцов за исхожд. Св. Духа только от Отца. Логически и фил-фски доказывает верность православн. понимания догмата об исхождении Свят. Духа. Объясняет, что учение латинян о исхожд. Св. Духа от Отца и от Сына по отдельности и в тоже время от Них, как от одного Начала и одним действием — нелепо, так как в таком случае налицо два Начала и два действия. Итог по М.Э. – Отец есть Причина рождения Сына и Изводитель Св. Духа, при этом Сам Отец – «безпричинен» и «неизводен». М.Э. категорически отвергает учние о чистилище РКЦ, приводя нравственный аргумент, что тех, кого Господь после кончины очищает от грехов, Он очищает не огнем, а Своей любовью. До Страшного Суда и воскресения тел праведники пребывают в радостном ожидании вечного блаженства, а грешники – в томлении ожидают вечных мук. М.Э. утвержд., что нет «согласия Отцов» о чистилище, а цитаты латинян либо сомнительны, либо восходят к осужденным взглядам Оригена. В учении о Евхаристии М.Э. настаивает, что во время литургии Св. Дары освящаются не только через произнесение евхаристич. слов Спасителя, но именно последующими молитвой и благословением священника, т.к. чрез них соверш. освящающее наитие Св. Духа. В отнош. римского папы М.Э. считает главой Ц-ви Христа, а папа первунствующий по чести среди равных еп-пов и тем более несуразно его названием «Наместником Христа». На флорентийском Соборе М.Э. богословски защищал паламизм, опровергая книгу Мануила Калеки «О сущности и энергии».




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 609 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...