Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Апофатическое и катафатическое богословие. Мистика св. Дионисия. Учение о небесной и церковной иерархиях



Corpus Areopagiticum (Корпус) – ряд сочинений в церк. письменности под именем св.муч. Дионисию Ареопагиту. Деонисий А. из числа мужей апост-ких, обращ. ап. Павлом речью в Афинах. Иногда подозревают свт. Дионисия Парижского пришедший в Галлию в сер. 3-го века, при имп. Декии (по Григорию Турскому). Корпус состоит из: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Об именах Божиих», «Мистическое богословие», десять Посланий (четыре Послания Гаию служителю, Послание Дорофею литургу, Сопатру иерею, Поликарпу иерарху, Димофилу служителю, Титу иерарху, Иоанну Богослову). Сочинения Корпуса (на греч.) вошли в широкое церковн. обращение только в нач. 6 в. Катафатическое богословие в Корпусе - трактат «О божествен­ных именах» проводится глубокий анализ имен, при­личествующих для обозначения различных качеств Божества. Часть из них явл-ся именованиями божеств-х атрибутов: Любовь, Су­щий, Вседержитель, Совершенный, Единый. 1-е место среди имен – Благость, - причина творения Богом мира. Образ Благости – свет, котор. явл. тем Божеств-м мраком, достигаемым аскетом. Мрак – непреступный свет Божества, настолько яркий, что ослепляет. К. б. Корпуса развивает Максим Исповедник (ок. 580-662). Апофатическое (отрицательное) богословие корпуса в трак­татах «О божественных именах», «О небесной иерархии», в 1-ми 5-м посланиях, в специальном трактате «О мистическом богословии» одна из глав которого «Каково катафатическое богословие и каково апофатическое» является кратким подведением предварительных итогов сказанному в не сохранившихся «Богословских очерках» и «Символическом богословии». Отрицательное богопознание противопостав-ся полож-ному (катафатическому) как более совершенное. Оно приводит к Божественной Премудрости, котор. для человека есть «незнание». Путем отрицания всякого знания, относящегося необходимо лишь к сущему, путем отрешения познающего от самого себя, совершается таинственное «соединение» с Божественными лучами - цель Апофатич. богословия. Бог как «не-сущее» може быть постигнут только незнанием, для чего необходимо покинуть пределы знания и сущего в экстазе, в исхождении. Аскетический путь богопознания начин. со всецелого очищения подвижника – освобождение души от нечистой примеси, упрощение души, сосредоточение, вхождение в себя, отвелечение от всего внешнего познания, от всех образов – чувственных и умственных. Ибо Бога познаем в покое души, в покое незнания. Такое незнание – сверх-знание, совершенное знание, несопоставимое с каким-либо частичным познанием, оно есть созерцание. После вхождения в себя самого следует выхождение из себя за все пределы, экстаз, исступление, чем и достигается непостижимое соединение с Богом, вхождение в область священного мрака неведения, за которым сокрыта недоступная сущность Божества. Об иерархии небесной и церковной. Трактат о небесной иерархии - систематизация учения об ангелах - три триады ангелов - это уподобление Богу для соединения в Нем. Ангелы -получают божественное озарение - и передают его дальше, к людям. Иерархия ангелов (три триады): 1-я Высшая-Херувимы и Серафимы. 2-я Власти и Госопдства. 3-я Начала, архангелы, ангелы. Об очищении пророка Исайи Серафимом. Хорошо изъясняется все символы Священного Писания, но изображению Ангелов - что значит их грудь, ноги. А также-символов, которые применены Евангелистом Иоанном. Небесная иерархия - продолжается церковной иерархии.

О Церковной иерархии. Глава-Иисус Христос.Тоже состоит из 9 чинов (три триады):1-я Три Таинства: Крещение, Миропомазание, Евхаристия.2-я средняя: епископы, пресвитеры, диаконы.

3-я низшая - монахи, верный народ и оглашенные. В учении о церковной иерархии нет полной ясности, чувствуется привкус искусственных рационалистических построений. Виден скорее афинский философ, чем носитель апостолького предания. Каждая глава трактата о церковной иерархии делится на 3 части: - о духовном содержании. - о чинопоследовании. - о символическом и аллегорическом толковании. Например, о жизни третьей ступени (монахах) описывается чин монашеского пострига (сложился к 5 в) поэтому произведение к 1 веку отнести нельзя. Монахи согласно церковному статусу ниже священников. Священник священника может исправлять, епископ епископа. Но низший не может исправлять высшего.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 310 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...