Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Свт. Григорий Палама: жизнеописание, обзор творений. Спор с Варлаамом и Акиндином. Особенности богословия свт. Григория Паламы. «Сущность» и «энергия» в богословии свт. Григория



Свт. Григорий Палама (ГП) род. ок. 1296 г., в Конст-поле, в семье чиновника - Константина Паламы – воспитателя принца. Отец его был сенатором и очень набожным человеком. Сохранились сведения, что он практиковал Иисусову молитву и иногда даже во время заседаний сената погружался в неё, даже имп. Андроник II как-то сказал: «Не беспокойте его, пусть молится». ГП получил образование в Константинополе и завоевал репутацию блестящ. знатока Аристотеля. Что опровергает распространенное убеждение, что Восток интересовал Платоном, а Запад - Аристотель: видимо, четкого разграничения не существовало. По смерти отца, Григорию ок. 20 лет, все оставшиеся члены семьи удалились жить в монастыри. Ок. 1315 г. Григорий и его брат стали монахами на Афоне, который к тому времени уже был крупным монашеским центром. Впоследствии Григорий много странствовал из одного монастыря в другой. Любимым монастырем ГП стала Великая Лавра св. Афанасия. На короткий срок он сделался игуменом мон-ря "Эсфигмен" и, наконец, осел постоянно в скиту святого Саввы (около Великой Лавры), где жил отшельником и где начал писать. Он вел жизнь "умеренного" исихаста, на ежедневные службы не ходил, но и сакраментального общения с Церковью не прерывал, что опровергает предположения о его принадлежности к мессалианству - еретической традиции, отрицающей необходимость таинств. Труды. Догматико-полемические –«Аподиктический трактат» - против латинян и скрыто против Варлаама,три «Триады в защиту священно-безмолствующих» - основной труд ГП, «Диалог между православным и варлаамитом», «Апология» - в 3-х трактах. Эти сочинения связаны с защитой учения о нетварной божеств-й энергии. С триадами связан манифест афонских монахов, сост-ный свт. Григорием, - «Святогорский Томос». Гомилетические – «Слова» («гомилии»), содер. проповеди на все 53 воскресенья в году. По обычаю, еп-пы в конце жизни публиковали собрание своих проповедей. «Слова» свт. Григория не содержат почти ничего, касающегося спора об энергиях Божиих, отличаются живым стилем и свидетельствуют о ГП как об ответственном епископе и хорошем пастыре. Спор с Варлаамом Калабрийцем. Варлаам (В.) из итал-ких греком, прибыл из Италии в Конст-поль (1329 г.). Его родной язык – греч., но знаком и с латинским богословием того времени. На Западе преобладали номинализм и реализм. Номинализм слова - всего лишь условные обозначения, не имеющие отношения к сущности предмета. Реализм - язык адекватен реальности, что "имена" не случайны, а действительно связаны с обозначаемыми реалиями. В Конст-поль В., привлек внимание и сделал карьеру. Подруж-сь с Иоанном Кантакузином (премьер-министром) имп-ра Андроника III, стал профессором в Конст-поле с узкой специальность - толкователь Дионисия Ареопагита. В 1333 г. по случаю прибыт. в Конст-поль еп-па Босфора Киммерийского (Керчь) - колонии итальянцами, провели совещание с соединения Ц-вей. Греки выставили Варлаама, котор. доказывает (на основе Дионисия Ариопагита), что человеку не дано знать Бога, и что нам ничего неизвестно об исхождении Святого Духа вследствие невозможности богопознания (к «филиокве»), и поэтому надо просто подчиняться авторитету Церкви и Предания. Трактаты В. попали на Афон, где прочитал ГП. Главн. мысль – в вопросах веры доказательства разума бесполезны. ГП ответил двумя «Аподиктическими трактатами» - антилатинские, но показ. – в вопросах веры док-вом может явл-ся боговдохновенный опыт, достигаемый исихастами. Варлаам принял вызов и занялся исследованием исихазма. В. принял свои открытия всерьез и отождествил монахов-исихастов с мессалианами или же богомилами-еретиками, наводнявшими тогда Балканские страны.Последовавшая полемика между В. и ГП сводилась к вопросу о богопознании, христианск. антропологии и духовной жизни. В этой полемике обе стороны ссылались на авторитет Дионисия Ариопагита. В рез-те спора В. опублик. трактат - "Против мессалиан", а ГП - свои три триады в защиту исихастов. В 1340 г. ГП уезжает из Салоник на Афон, где вместе со своими друзьями и единомышленниками составляет «Святогорский Томос» - документ в поддержку ГП против В. подписан всеми афонск. игуменами. Собор в Конст-поле, 1341 г. рассмотр. спор осудил В. и подтвердил учение ГП о возможности непосредств-го знания Бога. Варлаам отплыл в Италию, где был рукоположен в еп-пы папой римским. После он учил греч. языку Петрарку. Но учение ГП, предполагавш. различение в Боге непознаваемой сущности и «нисходящих энергий», подверглось критике со стороны византийских богословов - Григория Акиндина и Никифора Григоры. Защитником ГП выступил премьер Иоанн Кантакузен. В авг. 1341 – Собор-синод, поддержавший ГП. В мае 1342 г. патр. Иоанн Конст-польский (Калека) провел Собор-синод, постановивш. сжечь книги ГП написанные поле авг. 1341 г. т.к. он не епископ и не должен богослов-ть на догматические темы. Оказавшись в противном политическом лагере, Палама подвергся преследованиям в течение гражданской войны 1341-1347 гг. За победой имп. Иоанна Кантакузина в 1347 г. последовало торжество паламитского богословия. Сам ГП был поставлен митр. Фессалоникийским. В 1351 году большой собор в Константинополе вынес определение, подробно излагая его учение. Умер ГП 1359 г. Учение. ДоГригория Паламы о божеств-м свете и энергиях Божества говорили в том или ином контексте Климент Алекс-й, каппадокийцы, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Ариопагит и мн. аскеты, и даже Св. Писание. ГП лишь осмыслил, упорядочил, разъяснил имевшийся опыт Ц-ви. В православном учении о богопознании ГП подчерк-т выжность личного духовно-молитвенного опыта, преобретаемого на пути аскезы и исихазма. Этот опыт приготавливает чел-ка к ведению и видению божественных истин и Самого Божества. По его мнению, научное богословие и рационалистич. фил-фия без личного мистического опыта отгораживаю чел-ка от Живого Бога и ведут к гордоумию. Путём истинного богопознания и созерцания нетварн. энергий Божества явл. исихазм – делание непрестанной молитвы, лишенное самомнения и гордоумия. Раскрывая учение о сущности Бога и Его нетварных божеств-х энергиях, ГП рассужд. так: Бога невозможно видеть, с другой стороны – мы живем Богом, следовательно, Единый Бог и недоступен, и доступен одновременно. Недоступен Бог по своему существу, а доступен в Своих благодатных энергиях. Т.о. в духе христианской догматики свт. Григорий провозгласил антиномическое «нераздельное различие» между сущность и энергией в Едином и всегда Простом Боге.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 539 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...