Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интенциональность в учении Э.Гуссерля



Интенциона́льность (от лат. intentio — намерение) — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет

Гуссерль начал свою творческую деятельность как ученик Ф. Брентано. Последний предложил использовать термин “интенциональность”. Это означает, что феномены сознания обладают имманентной (т. е. внутренне присущей им) предметностью. Благодаря ей оказывается возможным избавиться от мучительного вопроса о соответствии знания внешней реальности. Гуссерль настаивает на вынесении вопроса о реальности “за скобки”. Следует изучать, считал Гуссерль, всеобщие и необходимые акты сознания. Именно за счет этих актов возможны суждения о реальных предметах. Сравним эту позицию Гуссерля с позицией Аристотеля в отношении средств познания времени.

Аристотель, как отмечалось выше, считал, что для постижения сущности времени следует привлекать такие способности нашего ума как опыт, память и воображение. При этом, насколько нам известно, он не ставил вопроса о том, можно ли, основываясь на перечисленных способностях нашего ума, осуществлять постижение других категорий. Но нет в суждениях Аристотеля и утверждения о том, что данные способности ума могут быть использованы только для постижения свойств времени.

Обратим внимание на те способности нашего сознания, которые выделяет в своем учении Э. Гуссерль –это способность ощущать, вспоминать, судить и воображать. Если сравнить "наборы" способностей, необходимых для познания свойств модусов времени, предложенные Аристотелем и Гуссерлем, то мы увидим, что у Гуссерля добавлена ещё одна способность, а именно способность "судить".

Зафиксируем сам факт наличия известного совпадения в "наборах". Случайно ли это? Что это за "набор" способностей нашего сознания, который Аристотелем упоминается как локальный, частный, однако необходимый и достаточный для отражения свойств модусов времени и который в учении Гуссерля рассматривается уже как всеобщий, подходящий для отражения, по сути, любых зависимостей, причем без конкретного указания, для постижения какого именно объекта он может быть использован?

Поскольку в учении Гуссерля четко и определенно подчеркивается ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ сознания, его обязательная направленность на определенный объект, то, очевидно, целесообразно привлечь внимание к таким современным понятиям, как "интеллектуальная деятельность", к такой "интегральной" способности нашего сознания, как способность "строить программы".

46. Что означает поворот к человеку в современной философии?

Поворот философии к человеку. По мере того, как возникающие науки становились самостоятельными, философия повернулась к человеку.Еще Демокрит, говоря о человеке, употребил слово микрокосм – «маленький космос». Демокрит называл наивысшей добродетелью безмятежную мудрость, когда человек не подвержен действию страстей. Он говорил, что существует борьба между душой и телом: желания нужно обуздывать, причем делать это не из страха наказания, а из желания прийти к гармонии души, которая сама по себе – награда.

Школа софистов обратила внимание на осмысление сущности человека и общества. Ими были поставлены вопросы социальной философии и этики. Однако последующие события привели к тому, что сами слова «софисты» или «софизм» приобрели отрицательный оттенок. Почему же это произошло?

Именно софисты первыми стали обучать философии всех желающих, за деньги; именно они, развивая искусство диспута, похвалялись умением убедительно доказать любой тезис. Именно благодаря софистам философия из занятия удалившихся от мира мудрецов превратилась в форму интеллектуальной деятельности, знание которой считалось необходимым для любого образованного человека; а главное – в центре их внимания впервые оказались не проблемы космоса, а человек, общество, культура. Отвержение традиционных взглядов и принцип свободного анализа любой проблемы имели большое значение, несмотря на злоупотребления этой свободой.

Софисты отождествили мудрость с умением доказать желаемое. Главной ошибкой предшественников софист Горгий считал то, что они искали бытие вне человека – а его не существует, а если бы и существовало, мы не смогли бы его познать. Лишь в себе человек найдет истину, как гласит афоризм Протагора: «Человек – мера всех вещей: существующих – что они существуют, и несуществующих – что они не существуют».

Однако софисты не остановились на констатации этого, а дошли до релятивизма – провозгласили относительность всех знаний и суждений. О всякой вещи можно высказать два мнения, противоположных друг другу; какой кажется человеку вещь, такова она и есть, а если другой увидит ее иначе, то и это верно. Горгий утверждал: «Ничто не существует; а если и существует, то оно непознаваемо; а если познаваемо, то невыразимо». Истина недоступна, но мудрец умеет выбрать наиболее приемлемое из мнений и убедить в нем остальных.

Софисты, сопоставляя противоречивые этические нормы, господствующие у разных народов, сделали вывод, что не существует единого морального закона. Гиппий противопоставлял законы природы и человеческие постановления: одни вечны, другие – случайны. Незыблемы лишь законы природы, а законы человеческие произвольны, добро и зло относительны: например, болезнь – зло для больных, добро для врачей. Софисты делали вывод: нужно следовать природному закону, даже ценой нарушения человеческого. Отсюда был один шаг до объявления необязательности соблюдения законов морали.

Философом, поставившим себе цель обосновать моральные нормы и возможность достижения истины, стал Сократ.

В отличие от подавляющего большинства мыслителей, Сократ не излагал собственную философскую систему, не пытался навязать своих взглядов. Он сравнивал свой метод с работой повитухи: как она помогает матери родить ребенка, так и мудрец должен помогать человеку сформулировать ответы, которые заложены в его душе. Истина – в самом человеке, ей нельзя научить, можно лишь помочь человеку самому открыть ее; а дело философа – искусно ставя вопросы, помогать самоанализу. Поэтому были записаны не изречения Сократа, а его диалоги – попытки дойти до истины вместе с собеседником.

Метод Сократа – освобождение разума от иллюзий и рождение истины при самопознании. Сократ считал возможной выработку объективных истин, то есть таких, которые могут быть приняты всеми людьми. Он разрабатывал диалектику – метод нахождения истины при помощи спора, искусство свести противоречивые суждения в единое понятие. Сначала Сократ прибегал к иронии, пробуждая сомнение в общепринятых истинах. Он не начинал с опровержения чужих взглядов, а просил самоуверенного оппонента поучить его, объяснить то, что тому казалось очевидным – и постепенно, в процессе вопросов и ответов, собеседник приходил к выводу, что не знает того, что якобы знал. Затем Сократ сравнивал частные явления, выделял в них общее, противоречия сводил к высшему единству…

Сократ исследовал в человеке человеческое, внутренний мир, назвав его душой. Ее свойства – свобода суждения, умение сохранять свою целостность, стремление к самопознанию и самовозвышению. Ее составные части – разум и чувства, между ними идет борьба (разум стремится победить страсти); свободен лишь тот человек, кто достиг самообладания, подчинив страсти разуму. Тело лишь инструмент души. Сократ утверждал, что внешние обстоятельства не смогут изменить душу, важен только ее собственный выбор. Главная цель человека – воспитать свою душу. Счастье – состояние души, и приносит его не внешние события, а добродетель; а значит, добродетельный человек счастлив всегда, потому что ничто извне не нарушит гармонию его души. Основные добродетели таковы: умеренность как умение обуздывать страсти, храбрость как умение преодолевать опасности, справедливость как умение соблюдать законы общественной жизни. Свободная душа господствует над инстинктами; свободный человек умеет управлять своими желаниями, всегда сохраняя власть над собою.

По Сократу, основной закон морали очень прост: нужно избегать дурного и стремиться к благу. Каждый человек, умеющий рассуждать, придет к одинаковым выводам о том, что хорошо и что плохо. Человек всегда стремится поступать хорошо, но иногда ошибается в расчете, вредя себе же. Если люди делают злое, то причина этому – незнание, неумение разума справиться со страстями и найти верный путь. Тот, кто узнает суть поступка, верил Сократ, не станет грешить сознательно.

47. Что такое сознание и самосознание?

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Ядро сознания:

– ощущения;

– восприятия;

– представления;

– понятия;

– мышление.

Компоненты структуры сознания – чувства и эмоции.

Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

Сознательность – нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».

Человек осознает себя:

– через созданную им материальную и духовную культуру;

– ощущения своего собственного тела, движений, действий;

– общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:

– в непосредственном общении людей друг с другом;

– в их оценочных отношениях;

– в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;

– в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.

Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 487 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...