Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-экономический и государственный строй хеттского общества



Как видно из сборника хеттских законов, дарственных грамот и других источников, основой хеттской экономики было производящее сельское хозяйство. Широкого распространения достигло животноводство (особенно овцеводство и разведение крупного рогатого скота). В середине II тысячелетия до н. э. не без хурритского влияния развивается коневодство, имевшее прежде всего военное значение. Лошади стоили очень дорого — до 0,3 кг серебра за голову.

Земледелие у хеттов зависело прежде всего от обилия атмосферных осадков — искусственное орошение было возможно только в ограниченных масштабах. Основным продуктом полеводства был ячмень, служивший также мерилом стоимости. Большую роль играло садоводство и виноградство.

О развитии ремесла свидетельствуют законы и другие документы, упоминающие множество ремесленных профессий. Особую роль здесь играла металлургия, сырьем для которой служили медь и постепенно вытесняющая ее бронза.

Главное общественное богатство — земля — принадлежало государству либо общинным коллективам городов и сел, чье землевладение уходило своими корнями в доклассовую эпоху. Государственные земли находились в непосредственном или общем распоряжении царя. На них размещались прикрепленные к выделенным для них участкам мелкие производители — землепользователи плотского типа (в том числе военнопленные и депортированные — арнувала). Значительную долю государственной земли составляли крупные хозяйства, служившие для обеспечения лично царя и членов его рода («дом царя», «дом царицы» и т. д.), центральной администрации («дом дворца»), различных государственных учреждений и храмов, а также условные держания должностных лиц. Храмовые земли контролировались царем, но на деле представляли собой автономные корпоративные хозяйства. Основными видами собственно государственной эксплуатации (не считая храмовую) были саххан — обязательная служба царю, в том числе уплата ему натурального налога, и луцци — трудовая повинност ь. По-видимому, они распространялись на подавляющую часть населения страны, включая большинство общинников. Положение дел в общинном секторе известно значительно хуже. Здесь, в отличие от государственного сектора, свободно осуществлялась купля-продажа земли. Общины носили территориальный характер. И в частно-общинном, и в государственном секторах широко применялся также труд рабов в, наемников и др.

Хеттское сословное деление не совпадало с классовым. С точки зрения хеттских законов, все население страны делилось на две группы, различавшиеся по свободному или принудительному характеру труда. В первую из этих групп — сословие «свободных» — входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма. К ним относились в первую очередь члены общин коренных хеттских городов. Именно из их среды рекрутировалась в основном хеттская правящая верхушка (особенно ее высшие слои). Второе сословие — «несвободные» — включало всех лиц, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация. В него входило прежде всего большинство непосредственных производителей, сидящих как на государственной, так и на общинной земле или занятых в ремесле. В то же время, однако, к нему относилось множество должностных лиц (вплоть до высших), для которых сахханом считалась сама служба дворцу или храму. Соответственно, они, как и все «несвободные», могли именоваться «рабами» («рабы/слуги царя», «божьи рабы и рабыни»), хотя на деле, конечно, не являлись таковыми. Положение «несвободных» непосредст-венных производителей, стоящих вне общин, было весьма разнообразным: среди них находились и рабы в точном смысле слова, и кабальные должники, и наемники, и крепостные землепользователи, и, наконец, крепостные землевладельцы, которые были иногда достаточно богаты, чтобы иметь собственных рабов. Независимо от сословия, лица, стоявшие вне общин, часто стремились приобрести членство в одной из них, купив участок общинной земли.

Государственный строй хеттов отличался известной рыхлостью, некоторыми чертами конфедеративности. Кроме территорий, управлявшихся государством непосредственно, в него входили удельные царства, выкраиваемые для тех или иных царевичей или обособившихся ветвей династии, схожие с ними временные административные образования (также именовавшиеся «царствами»), переданные под чрезвычайное управление крупных сановников, множество вассальных государств, автономных общин и крупных наследственных владений. Система вассально-союзных договоров привязывала все эти образования к хеттской короне. Такое положение дел (сопоставляемое некоторыми исследователями с эпохой феодальной раздробленности) привело к бурному развитию хеттской дипломатии, но не могло обеспечить царям Хатти прочной власти над полузависимыми территориями. Так, желая добиться от всех своих вассалов действительного прибытия на театр войны с Египтом, царь Муваталли перед Кадешской битвой был вынужден раздать им большую часть государственной казны.

Верховную власть представлял «великий царь» (табарна), превосходящий по статусу обычных «царей» (хассу; последним термином, разумеется, мог называться и великий царь). Важную и самостоятельную роль играла царица, впрочем, приобретавшая полноту своего статуса и титул таваннанны лишь по смерти предыдущей таваннанны, матери своего супруга — правящего царя. В Новохеттский период, в связи с общим укреплением царской власти, табарна был наделен особой солярной божественностью и титуловался «Солнцем». Государственности приписывалось сакральное, космическое происхождение.

16) Проблема периодизации истории Древнего Востока. “Ранняя древность”

Ранняя древность – когда появляется государственность и письменность (рубеж IV-III тысячетелтий). Ранняя древность: медно-каменный век, энеолит, халколит – мало меди и мягкая, иногда проще работать с камнем. До появления железа. Примитивные технологии. Большое значение имеет коллектив, ибо в одиночку выжить трудно. Очень прочные общинные связи. Община осуществляет реально самоуправление, имеет право собственности на земли. Нельзя быть собственником не будучи входившим в общину.

Общинная социальная психология взаимопомощи и коллективной ответственности. Родственники и общинники придут на помощь. Взаимопомощь развита и не только, но универсальная-всепоколенная. Человек воспринимает себя не как целое, равнозначное остальным, а как часть, звено в цепи, готовое пожертвовать собой ради целого.

На стадии ранней древности общинные политеистические, ритуалистические религии как продолжение верований древности. К.Ясперс, теория “осевого времени” – доосевое время – и осевое время.

Связь между богом и коллективом, общиной. Взаимодействие, дарение благ общине. Персональное отношение только с правителем или жрецом, с индивидуальным человеком – вопиющая редкость.

Отсутствие идеи непременного загробного воздаяния. В ранней древности оно не сформировано. Люди созданы для кормёжки Богов. После твоей смерти ты богу не нужен (в Месопотамии ты как будто сбрасываешься в темноту, только если тебе будут отправлять культ).

Важность оставления большого и здорового потомства. После смерти ты зависишь от потомства.

Ритуалистические религии, политеистические. Множество богов со сложными взаимоотношениями, вспоминают о людях только ввиду надобности еды, надобности жертвоприношений. Боги требуют правильно выполненных жертвоприношений от человека. Боги любят человека за жертвоприношения. Духовного единства пока с Богами пока нет. Богам за пределами ритуала человек не интересен. Этические нормы пока чрезвычайно слабы. Эти религии прямое продолжение верований первобытности из каменного века и постепенно развиваясь пришли вот к такой вот картине. Набор ритуалов, над смыслом которых не задумывались. Так делали из поколения в поколения. Вот эти древние религии не нуждаются в пространном письменном объяснении. Книга как обоснование не требуется. Эти религии не стремятся к своему распространению, т.к. не претендуют на исключительную истинность. Все боги важны. Древность не видит смысла приобщить только к одному Богу. В этих религиях нет фигуры основателя и вероучителя. Японский синтоизм как такая религия-пережиток.

На стадии ранней древности несколько путей развития: 1) Нижнемесопотамский (равновесие общинного и царско-храмового сектора, их противостояние). 2) Египетский (полное доминирование царско-храмового сектора – тупиковый вариант по Якобсону и Дьяконову) 3) путь с преобладанием частно-общинного сектора над царско-храмовым (у Хеттов, верхняя Месопотамия, Ближний Восток). Индийский и Китайский варианты – тоже особые. В эпоху ранней древности преобладают номовые государства и территориальные царства.

17) Проблема периодизации истории Древнего Востока. “Поздняя (имперская) древность”

Поздняя (имперская древность). Следующая фаза развития. Диагностические признаки – поздняя древность ознаменована распространением и развитием железа (1200 г.до.н.э – гибель Царства Хеттов. Тайна железа была раскрыта). Начинается железный век. Позволяет поднимать твёрдые залежные земли. Ирригации на стремительных течениях на крупных склонах. Ирригация шагает вперёд. Повсеместно в районах субтропиков возникают цивилизации. Человек теперь может хозяйствовать более автономно. Упрочивается индивидуальная собственность на землю. Влияние общины начинает сокращаться. Общины преобразуются в фискальные учреждения с податными выплатами (сельская местность).

Изменение социальной психологии. Появление человека с индвидуально-личностным сознанием – формирование религий новых – догматических, этических религий. Мировые религии, религии спасения, откровения. Формирование представления о самостоятельности, о выборе спасения. Выстраивание личной набожности (один из них, богов, может быть распознаёт меня). Личная связь с Богом. Складывание религии – как любви человека к богу. Этическая нравственная составляющая. Это всё приводит к отрицанию предшествующего религиозного опыта. Религии, противопостовляющие себя простым религиозным верованиям – религия одна, истинная, правильная. Объяснение религий. Религии книжные (конфуц, даосизм). Фигура основателя. Учение об откровении (сам бог открыл, то что ему нужно). Складывается определённая догматика. Религии теперь стремятся дойти до каждого. Мировые религии (на западе отказ от веротерпимости). Тенденция монотеизма на западе.

Возникновение империй как нового типа государств. Империя – государство, объединяющее разные по социально-экономическим и этно-культурным укладам территории. Первая империя – Ассирийская (X-VII до.нэ). Вся Месопотамия, восток Малой Азии. Ассирию поглотит нововавилонская держава. (конец VII – первая половина VI в). Нововавилонию захватят персы. Далее держава Александра Македонского. В Индии династия Маурьев, конец IV в до.н.э В Китае империя Цинь империя Хань.

Имперский период: 1) развитие средств насилия. В медно-бронзовый период вооружённый человек не особо превосходил невооружённого. А теперь появляется железный меч, панцирь, колчуга, большие щиты, доспех, стрелы с наконечниками нового баллистического свойства. Теперь появляется возможность контроля больших масс населения и пространства. 2) трудности в организации межрегионального обмена. Цивилизации III-II тыс очень сильно зависели от межрегионального обмена. Были бедны металлами, породами, камнями и.т.д. Неизбежные контакты со скотоводческими, земледельческими с сырьевыми районами. Те зерновые цивилизации. Тогда организация торговли, контактов была сложной, но решаемой задачей, можно было контролировать торговые пути. В I тыс.до.нэ цивилизация становится не очаговой, по постоянной, повсеместной. Образование государств от Средиземноморья до Китая. Доставлять сырьё через эти государства сложно, через несколько государственных границ. Межрегиональный обмен становится затруднителен. На торговых путях теперь находятся новые государства. Встаёт проблема объединения регионов. Проблема решается имперским устройством. Правители стремятся объединить сырьевые базы, земледельческие земли. Империи как решение задачи. С переходом изменяется социальная структура. 1) в эпоху ранней древности общинники проживали в сельской местности. Ситуация меняется. Огромная часть земель переходит к правителю, а значит эти земли захвачены. Потеря права собственника. Вы владеете на условиях правителя. Самоуправление сжимается, скукоживается и заменяется имперскими чиновниками. Общинники становятся неполноправными жителями. Потом община становится фискальной единицей. 2) депортации. Начиная со 2-ой половины VIII века до.н.э – целые народы переселяются завоевателями. Начинается в Ассирии. Приклепляются к земле, неполноправны, но и несвободны депортируемые народы. Живущее население (пригнанное и непригнанное, ибо никто уже не разбирается) становится единым приклепленным и несвободным народами, жителями. Явление общины редко. В городах появляется гражданско-храмовая община. В городах теперь живут свободные. Экономически империя выгодная городам. Но очень сложно относятся к имперской власти. Правитель становится фактически независимым. Влияние городов не сильно становится на политику императора. Проблема предсказуемости императорской власти – решение гражданско-храмовой общины. Стабильность налогов как желание города. Крупнейшие, старейшие города – заявляют, что их правители боги. Города существуют для обслуживания городского бога. Контракт о фиксировании повинностей и минимальной невмешательство императора в дела города. Все горожане считаются жрецами храма. Самоуправление города через храмы. Города стремятся получить юридический иммунитет (те.е горожане неподсудны царским судам). В городах свои суды – городские. Горожане как правило были неподсудны определённым категориям дел. Гражданско-храмовая община





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 898 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...