Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Нововавилонская держава. Социально-экономический строй нововавилонского общества



Нововавилонский период – начало 16 века (конец старовавилонского периода – приход племён касситов) – середина XII века – Касситский период (тёмный период). 1155 год – касситы проигрывают Эламу. В стране эламский ставленник. 1126 го – эламиты свергнуты. Взошёл первый Вавилонский царь Навуходоносор I (1126-1105 го) сразил эламитов ещё на три столетия. С него, т.е. с 1126 года начинается Нововавилонский период – до 539/538 г до.н.э – заканчивается период, захват Вавилона персидской державой Ахеменидов.

Появление державы: начало XI века – контроль Вавилона ассирийцами, потом приходят скотоводы-халдеи. С VIII века столкновение сил за контроль над Вавилоном. Уже при Тиглатпаласаре III ассирийцы и халдеи (за которых были эламиты). Со второй половины VII века – Ассирия слабеет. Халдейский царь Набопаласар коронуется как вавилонский царь и добивает ассирийцев. Раздел сфер влияния: Мидия получает северные районы Месопотамии, а Набопаласар остальные. 586 г – взятие Навуходоносором II столицу, захватил Иерусалим, столицу Иудейского царства. Становление халдейско-вавилонской империи; коренные народы Вавилонии – халдеи, вавилоняне, арамеи и депортированные, которые приклеплялись и эксплуатировались. Но стоит заметить, что не было этнокультурного давления. Обрабатываемая земля заносилась в реестры. Крупные владельцы – храмы, дворец, царская семья, и деловые дома – юридические лица, крупные собственники, инвестировавшие деньги. Каналами и системами владели храмы и дома. Культура – ячмень и финики. Практически нету рабского труда в земледелии. Чаще всего дробление участка и сдача в аренду. Арендаторы использовали наёмный труд. Крупные собственники – храмы и деловые дома. В царском ремесле рабов тоже использовали мало, больше наёмный. Налоги – основа казны. Исчисление в серебре, но возможно и натурой. Также пошлины и трудовые повинности на прикреплённых.

Храмы владели землёй, скотом, рабами, занимались торговлей, ростовщичество. В Вавилонии получали налог с окрестного народа – храмовая десятина (10 часть урожая). Деловые дома – вершили банковские операции, финансировали торговлю и заработки через уличных торговцев, имели также скот и рабов. На крупной земельной собственности преобладало мелкое землевладение. Владелец обрабатывал с наёмником. Найм был распространён. Их заводили даже у Элама. Оплата высокой квалификации оплачивалась высоко. Они объединялись в партии, артели. Могли отстаивать свои права. Сокращение эндогамного рабства. Вавилоняне практически не бывают рабами. Широкое развитие рынка труда, арендных отношений. Служба в армии. Нет необходимости расстаться со свободой. Государство также начинает ограничивать эндогамное рабство (долговые тюрьмы без права имущественного распроряжения раба). Самозакладность исчезает. Но рабов много, много войн, депортаций. Рабы в основном иноземные. Не использовались в полях, в городах даже имели экономическую свободу, а в ряде случаев для экономической деятельности давало имущество (пекуний) Было много рабов на пекунии. Такие рабы могли разбогатеть. Таких отпускали редко. Сдача в аренду, передача рабов по наследству. Их отдавали в обучение для повышения производительности труда. Отдавали ремесленнику на обучение. Мог остаться у ремесленника, стать самостоятельным, или работать у хозяина. Но использование наёмников выгодно ввиду профессионального труда. Такой раб также отвечал за результаты ущерб, учинённого им. Семья моногамна. Вторая только при бесплодии. Если при жене плодной, то жене большой штраф. Женщина могла владеть имуществом и её нельзя было отдать за долги.

Первая половина VI века – расцвет Нововавилонской державы – Навуходоносор II – грандиозное городское строительство 7-этажного зиккурата в Вавилоне (Этеменанки) (букв.краеугольный камень неба и земли), женат на мидийской царевней Аметиде (греч.Семирамида), мост через Евфрат. Город был обнесён городской стеной (Вавилон). 562 г до.нэ – смерть Навуходоносора II. Начинается хаос вокруг трона, борьба группировок, 556 году до.нэ – восходит на престол царь-арамей Набонид (556-539 до.н.э). Закат Нововавилонской державы. Главные города Вавилонии свободны от строительной и военной повинности. Самоуправление свободных. Граждане городов участвовали в культе храмовых божеств. Во время праздников получали выплаты.

Приходит Набонид, начинает постоянные войны на юге. Сам царь в стране находится редко, передача фактически его сыну Бел-шар-уцур. Набонид усиливает контроль за городами и храмами. Было приянто платить десятину храмам. Он перестаёт платить, требует чтобы храмы платили сами часть доходов, на храмы распространяет повинности, заставляет храмовых рабов работать в царском хозяйстве. Раскол между царём и городами. С севера новая угроза. – персидская держава Ахеменидов. Он этнически чужой,также много депортированного населения. 539 го, лето – поход персидского войска на Вавилонию. В августе разбил Валтазара. Набонид пытался сопротивляться. Вавилон же сам открыл ворота. Теперь Нововавилонская держава была как провинция в составе персидской державы Ахеменидов.

20) Возникновение и развитие еврейской государственности в Палестине в конце II – первой половине I тысячелетия до.н.э.

Еврейское государство в Палестине в конце II – начале I тыс.до.н.э. Стела царя XIX династии Мернептаха. 13 век. Египетский царь – данные об евреях. Строчка показывает из стелы, что в 13 веке до.н.э евреи в Палестине. Откуда происходит Израиль. Тора – могла быть составлена к 622 г.до.нэ. Вера Пятикнижию вопрос спорный. Допалестинская история сложна для реконструкции. Версии: 1) XX – первая половина XIX века еврейский этнос произошёл от социального образования (х)апиру – свидетельства имеются от 16-13 веков, клинопись, источники. 16 век – эпоха вторжения Египта. Видимо народы – бежавшие от Египетского гнёта. Х(апиру) – букв.бродяга, отщепенец. – этот народ сложился в единый еврейский этнос. 2) Версия И.М.Дьяконова. Дальние предки евреев – амореи. Указывает близость языка и генеалогии (амореи возводили себя к Суту (библ.Сиф – третий сын). В части от Сут до Ноя у обоих народов совпадает. Общность имён (Авраам, Исаак, Иаков, Иаве – встречается и у амореев). В составе аморейского племени. На рубеже III-II тысячелетия предки двинулись в Месопотамию. В нижнюю не спускались о оставались в большой излучине Евфрата до XVII века до.н.э. В XVII в. до.нэ пришли туда касситы и хурриты. Вытесняют амореев. Они разделяются на две части: часть осталась и часть перешедших через Евфрат, переправившись (назывались “ибри” – букв.заречные). Они будут возвдить к общему патриарху Аврааму. Часть потом на юг, ассимилируется с арабами. Большая часть переправившихся расселится. Ибри сохранится на названием 12 племён, сплачивание их. 2 обстоятельства: считали общего предка, внука Авраама – Иакова, у которого 12 сыновей (бук. Ис-раэл) Израиль). Этот племенной союз называл себя Израиль, сыны Израиля. Почитание единого, специфического бога – Йахве, Яхве Бог открыл имя только раз. Разное чтение тетраграмотомы иврит. Библия период с XVII- XIII век описывает Египетским пленом. Иосиф поселил евреев в Египте. Выведен был из плена Моисеем. 1) ничто не мешает нам думать, что Израиль был в Египте. Египтяне в дельту пускали скотоводов. Потом работали и на царских работах. 2)у нас нет ни одного документа подтверждающего существование в Египте Израиля и всего связанного с пророком Моисеем. История Моисея – пока легендарна. После евреи 40 лет ходили по синайскому полуострову, получив 613 заповедей. Потом ворвались, вступили на Палестину, землю “обетованную”. – Книга Иисуса Навина.

Вторжение реально было сложнее. Сюда приходят скотоводы в район уже сложившейся культуры. Захватить ханааней было сложно. Крупные города не смогли захватить, а где-то города откупились: в городах ханаанеи, в степях и в нагорьях – евреи. Слоённый пирог. На рубеже 13-12 веков до.н.э сюда подошло племя филистимлян (совр.Палестина). У которых имелись колесницы, железное оружие. В Палестине выхватили часть с торговыми путями. Совершали нападения и на евреев. Сложная ситуация. Решение – задача перехода от племенного союза к государству монархическому (XI веку до.н.э). Непростой путь. Внутренне еврейское общество ещё не созрело, в отличие от внешней задачи. Были ещё прочны родоплеменные связи. Эта организация не нуждается в государстве. У евреев царская власть начнётся поздно. Последняя треть XI века – удаётся договориться – первый царь Саул (1030-1004). Саул был из самого слабого племени, чтобы не давил влиянием. Договор: должен организовывать общеплеменное ополчение, третейский судья, не вмешиваться во внутреннее родовое самоуправление в отдельных племенах, не было регулярных налогов, земельных наделов. Пока не на что создать аппарат бюрократии и профессиональных воинов. Уже в конце царствования Саула начинаются Смуты. На престоле Давид (1004-968) – сильного племени (иудиново колено). Удалось усилить царскую власть – сумел захватить Иерусалим. Новая ситуация. Но тоже царь на договоре. Земля Иерусалима в царском управлении, ибо нечья земля. Именно с Давида появляется профессиональные чиновники, профессиональное войско, аппарат управления. Хочет превратить Иерусалим в столицу Израильского союза. Хочет стать главным. Затевает стройку храма Яхве в Иерусалиме 1) храм простоит до 586 года – эпоха первого храма 2) стройкой объясняется и отношение Ветхого завета к Давиду. Окончательно начались богослужения. Нужно разработать ритуал. Ранние тексты уже созданы при Давиде (ему приписывают Псалтирь – однако создавался с X-III в до.н.э). Но видимо древнейшие тексты уже были при нём.

Соломон, сын. (968-928). Первый династический царь, бездоговорный. 1) великий женолюб, предстаёт галантнейшим любовником и имел большой гарем. Песнь песней (эротический трактат) Обработка его в IV-III в до.н.э. Именно при нём складывается царский двор 2) Соломон – мудрец на все времена. Политический успех. 1) расширение территории Израильского царства. Дотянулось до Красного моря. Теперь на двух морях. Суэцкого канал ещё нет. Богатение на торговых путях. 2) при Соломоне достроен Иерусалимский храм. Введние регулярных налогов. Десятина – доля выплачивается на содержание храма. Налог на первенцев (ягнёнок, козлёнок). Начинает ставить своих представителей в племена для контроля над самоуправлением. После смерти Соломона открытое возмущение. 924 г до.н.э – племена ставят ультиматум сыну Соломона, отменить налог, увести контроль от племенного управления. Отказ. 10 колен вышли из связи с новым царём. Раскол на Израил и Иудею. Имя Израиля присвоили 10 коленей, г.Самария. Хорошие условия для жития. Эти 10 коленей постоянно боролись. Иудея – 2 колена – иудино и вениаминово. Земли не столь благоприятные. Но столица осталась Иерусалим, за Иудеей. Династия Давидидов – до 586 года.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1238 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...