Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Смерть и погребение Иисуса Христа. Мф. 27, 45-66; Мк. 15, 33-47; Лк. 23, 44-56; Ин. 19, 28-42



Свидетели смерти: Из близких Иисусу, которые были свидетелями Его смерти, синоптики упоминают группу людей, стоявшую поодаль (Лк. 23, 49), выделяя при этом женщин, пришедших за Иисусом из Галилеи. Мф. (27, 55-56) и Мк. (15, 40-41) называют их по именам: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Иосиева, Саломия и мать сыновей Зиведеевых. По свидетельству Ин. (19, 25-27) при кресте стояли также Мария Клеопова (возможно, сестра матери Его; или это разные лица), а также Богородица и Иоанн Богослов. Увидев у креста Матерь и возлюбленного ученика, Господь усыновил ученика Матери. Эту духовную связь ученика с матерью запечатлело предание о последних годах Ее жизни.

Согласование времени распятия Спасителя: «Был час третий, и распяли Его» (Мк. 15, 25) [косвенное указание: «В шестом же часу настала тьма по всей земле и [продолжалась] до часа девятого» (Мк. 15, 33)] и суд у Пилата: «Тогда была пятница перед пасхою, и час шестый, и сказал Пилат иудеям: Се, Царь ваш» (Ин. 19, 14). Святой Иоанн вполне мог сказать, что это был час шестой, ибо начиналась вторая четверть дня, состоявшая из четвертого, пятого и шестого часов, которая у евреев называлась по своему последнему часу «шестым часом». С другой стороны Мк. мог сказать, что это был час третий потому, что шестой час в смысле второй четверти дня еще только начинался, а истек лишь третий час, в смысле первой четверти дня. Время смерти – около девятого часа, т.е. около трех часов по нашему времяисчислению.

Итак, распятие Господа совершилось между 3 и 6 часами. От 6-го же часа до 9-го (по-нашему от 12 до 3) по всей земле была тьма. Около 9-го часа наступила смерть, т.е. около 3-х часов по нашему времяисчислению.

Время наступления смерти: «Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46; Мк. 15, 34) – 4-е слово на Кресте. Затем «Жажду» (Ин. 19, 28), «Совершилось» (Ин. 19, 30). И последнее, 7-е слово, было обращение к Отцу: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23, 46; ср. Мф. 27, 50; Мк. 15, 37). Тогда наступила смерть.

Знамения, сопровождавшие смерть Господа:

- тьма по всей земле: «От шестого же часа тьма была по всей земли до часа девятого» (Мф. 27, 45 и парал. Лк. добавляет, что «померкло солнце»), т.е. по нашему счету времени, от 12 до 3-го часа дня, когда воплем богооставленности Господь отметил предельную точку Свое­го страдания.

- тьма прекратилась в 9-й час (Мк. 15, 37), т.е. в час смерти – это отвечает Иоанновскому слову «Совершилось» («тетелестай» – имеет тот же корень, что и слова, говорящие о достижении совершенства, в частности о прославлении Иисуса, к которому ведет путь Страстей): в смерти уже брезжит слава.

- в момент смерти завеса в Храме раздралась по середине (Мф. 27, 51 и парал.). Завеса отделяла Святое Святых от Святого. Т.к. это было время принесения вечерней жертвы – около 3-х часов по полудни по нашему времени, то, очевидно, очередной священник был свидетелем этого чудесного раздрания завесы. Это символизировало собой прекращение Ветхого Завета и открытие Нового Завета, который отверзал людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное [Аверкий]. Послание к Евреям ясно показывает, что раздрание завесы символически выражало прекращение храмового строя и прехождение Ветхого Завета (9:1-8). Древние христиане свя­зывали этот символ со смертью Иисуса (ср. Евр. 6:19-20; 10:20).

- сильное землетрясение, восстание из гробов ветхозаветных святых и явление их в Иерусалиме по Воскресении Христовом (Мф. 27, 51-53). Восстание ветхозаветных святых в час смерти Иисуса и явление их по Его Воскресении лишний раз свидетельствует о таинственном единстве Страстей и Воскресения. Оно же говорит и об исполне­нии Ветхого Завета во Христе. По учению Церкви, основанному на свидетельстве 1 Петр. (3:18-20; ср. 4:6), Господь по смерти сходил во ад. На старых православных иконах Воскресший Христос попи­рает врата ада и изводит из преисподней Адама и Еву. Об этом го­ворят и наши песнопения.

- уверовал сотник. По Луке в праведность распятого (Лк. 23:47). По свидетельству Мф. (27:54) и Мк. (15:39), он признал в Нем Сына Божия. Как уже было отмечено, даже тол­па, которую привело на Голгофу равнодушное любопытство, воз­вращалась потрясенная (Лк. 23:48).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 178 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...