Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сущность апостольского служения (по 1 и 2 Кор)



Апостол Павел возносит служение апостольское на очень большую высоту. Апостолы – сотрудники Божии. Но это только одна сторона. С другой стороны, апостолы – служители Христовы. Они – домоправители, обязанные отчетом (1 Кор. 4, 1-2). Дом, которым управляют апостолы – Церковь Христова. Христос послал апостолов править этим домом. Истинные апостолы суть благовестники-проповедники, и свою первейшую обязанность они видят в служении Слова. Апостол Павел говорит: «горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9, 16). Это первейшая необходимость. Центр проповеди апостолов есть Крест Христов: «Ибо слово о Кресте для погибающих юродство» (1 Кор. 1, 18), Христос Распятый и Воскресший. О Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых: «Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:3-4). Вот центр апостольской проповеди, Христос умерший и Воскресший. «Не история жизни Христа, и, может быть, не притчи, которые они рассказывал – апостольская керигма – Христос умер, но воскрес. И верующие в Воскресение Христово будут со Христом» [Польсков].

Истинный апостол отличается скромностью и отсутствием человекоугодия, он никому никогда не бывает в тягость. «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе» (1 Кор. 4, 3). Апостол Павел говорит, что апостолы никому никогда не были в тягость, своими руками зарабатывали хлеб (1 Кор. 4, 12). Апостол Павел, в отличие от обычных проповедников человеческой мудрости, стоит на том, что плотской ум принимает за юродство, что не вмещается в нормальное здравое человеческое рассуждение. Но это есть твердое основание апостольской проповеди. Апостол Павел говорит: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 10-11). Подходя к строительным образам, Павел подчеркивает, что строить можно только на одном основании, уже положенном. Это основание – Иисус Христос (1 Кор. 3, 11-17). Строители пользуются различным материалом: огнеупорным и неогнеупорным. Но даже тот неудачливый строитель, постройка которого сгорит в день испытания качества материала огнем, спасется – пускай не без ущерба, – если он только строил на едином основании – Христе [Кассиан].

Истинный апостол служит единству Церкви. Первые четыре главы это и есть рассуждение об истинном апостольстве, и о человеческой мудрости, которая не приемлет мудрости Божественной и которая парадоксальным образом в глазах Божиих становится безумием, а то, что человеческая мудрость называет безумием, оказывается основанием спасения [Польсков]. Развернутое учение о том, кто такой истинный апостол, который так уверенно служит Христу, мы имеем во 2 Кор – это вторая часть II главы, вся III и отчасти IV главы. «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте» (2 Кор. 2, 14). Метафора здесь – благоухание победителя, перед ним воскуряли фимиам, когда тот входил в город [Польсков]. Апостол Павел говорит, что Христос победно входит, дает нам торжествовать, а мы перед лицом Христовым: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь… Ибо мы не повреждаем слова Божия…» (2 Кор. 2, 15-17). По-русски здесь «повреждаем». А греческий глагол – «давать в ростовщический рост деньги». Мы не спекулируем, говорит апостол Павел, а лжеапостолы, кого он так назовет в XI главе (2 Кор. 11, 13), были спекулянтами. Они, проповедуя нечисто, набирали себе учеников и гнались за славой. Они также призывали коринфян вернуться к исполнению Моисеева закона. Вся III и начало IV главы – развернутое сравнение двух заветов. Служение апостола – это служение Новому Завету [Польсков], который, как Завет Духа, противополагается Ветхому Завету (2 Кор. 3, 4-6). И если Моисей носил на своем лице покрывало, чтобы сыны Израилевы не видели угасания славы, которая осиявала его, когда он сходил с горы, то тем более славно должно быть апостольское служение Нового Завета как пребывающее служение Духа и оправдания (2 Кор. 3, 7-13). В служении апостольском, которое ап. Павел понимает как служение Нового Завета, он различает две стороны: его внутреннюю сущность и ту оболочку, в которую она заключена [Кассиан].

Внутреннее противопоставляется внешнему, как сокровище в глиняных сосудах (ср. 2 Кор. 4, 5). Через страдания тела апостол участвует в смерти Иисуса и надеется на участие в Его Воскресении (2 Кор. 4, 8 и сл.). Этот путь апостола спасителен и для пасомых (3 Кор. 4, 12-15). С истлеванием внешнего человека происходит обновление внутреннего (2 Кор. 4, 16-17). Цель апостола, его служения и есть облечение в небесное жилище, а не только совлечение земного; для достижения этой цели и дал ему Бог залог Духа (2 Кор. 5, 1-5). Сознанием этой цели определяется поведение Павла в его апостольском служении, а, в сущности, должно определяться поведение и каждого христианина (2 Кор. 5, 6-10) [Кассиан].

В V главе 2 Кор. появляется чрезвычайно важное определение апостольства: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь, древнее все прошло, теперь все новое. Все же от Бога Иисусом Христом примирившим нас с Собою, давши нам служение примирения» (2 Кор. 5, 17-18) (людей с Богом, во Христе. Теперь люди должны примириться с Богом). «Мы – посланники от лица Христова, как бы Сам Бог увещевает через нас. От имени Христова просим – примиритесь с Богом» (2 Кор. 5, 20). Служение примирения возложено на апостолов, которые как посланники Христовы, зовут к примирению с Богом (2 Кор. 5, 18-20). «Дело апостольства – призывать к примирению с Богом отвратившихся от Бога и прогневавших Его и потом сообщать им дары Святого Духа» [Рудинский].

Как носитель служения примирения ап. Павел и обращается к коринфянам со словом наставления (2 Кор. 6, 1 – 7, 4), призывая к церковному единству, ссылаясь при этом и на собственный пример (ср. 2 Кор. 6, 3-10). Апостольское служение Павла было всегда служением Богу в правде [Кассиан]. «Во всем являем себя, как служители Божии» – еще одно определение истинного апостольства «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» (2 Кор. 6, 4). Истинное апостольство связано не со славой и с почетом, а с гонениями и лишениями. Истинное апостольство это и есть сораспятие со Христом. Он всегда терпел, был поносим, в страданиях, болезнях, бедствиях. «Нас огорчают, а мы всегда радуемся…» (2 Кор. 6, 10). Все апостолы будут говорить о страдании как неотъемлемой части христианской жизни.

Говоря об апостольском служении, ап. Павел отмечает также и обязательства тех, кто принял проповедь апостолов (2 Кор. 6, 11 – 7, 1), и дает наставления, как они должны вести себя, чтобы быть достойными своего звания: «они должны избегать всякого греха и удаляться от всякого нечестия, чтобы быть чистыми» [Рудинский]. Такие наставления являются также неотъемлемой частью апостольского служения, потому как «назначение апостолов заключается» также и в том, «чтобы… посредством проповеди привлекать людей к блаженной, праведной жизни; в этом они являются как бы орудием любви Божией к людям, споспешниками Его, как бы сотрудниками в деле искупления (ср. 1 Кор. 3, 9) [Рудинский].

Итак, служение апостольское ап. Павел возносит на очень большую высоту. Еще в 1 Кор. он затрагивает эту тему, осознавая апостольское слу­жение как соработничество Богу (1 Кор. 3, 9). В то же время, Апостолы – служители Христовы, домостроители тайн Божиих, обязанные дать отчет (1 Кор. 4, 1-2). Возвраща­ясь к этой теме во 2 Кор. ап. Павел на собственном примере рисует яркий образ апостольского служения примирения (5, 18), протекающего в непрестанных стра­даниях, но и в непрестанной радости, ибо в скорбях и трудах своего служения Апостол чувствует себя отцом Коринфян (2 Кор. 11-13; ср. 1 Кор. 4, 10-16).

33. Нормы христианской жизни: воздержание от блуда, отказ у суда у внешних (5-6 гл. 1 Кор).

Но мало того, что Коринфская Церковь разделилась, в ней появились такие проблемы, о которых апостол Павел пишет со слезами. «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, причем такое блудодеяние, о котором не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего» (1 Кор. 5, 1). Речь идет о том, что некто, называющий себя христианином имел любовницей свою мачеху. Апостол Павел возмущается, что такого не слыхано даже у язычников. Это особенно горестный укор, если вспомнить, что послание написано к Коринфянам – город, который в языческом мире пользовался весьма однозначной репутацией. Он был городом двух портов, на Коринфском перешейке. Там было много моряков, много храмов, среди которых храм Афродиты, в котором была ритуальная проституция – сюда моряки приезжали, чтобы развлечься. Название города было синонимом легкого нецеломудренного поведения. Апостол Павел пишет, что даже у язычников такого не слыхано, что у них, какой грех. У блудника грех двойной: это грех против собственного тела. «Разве не знаете, что тела ваши суть храмы, суть члены Христовы. Итак, отыму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1 Кор. 6, 15). Вы христиане, члены единого Тела. Впервые здесь появляется образ Тела Христова. Соединяющийся с блудницей грешит против Тела Христова, сквернит. Он говорит, что даже блудное сожительство, являясь искаженной формой брака, образует мистическое единство. Это грех против Христа и против Духа Святаго. «Ибо не знаете ли вы, что тела ваши суть храмы живущего в них Духа» (ср. 1 Кор. 6, 19). Поэтому это двойной грех. Малая закваска квасит все тесто. Поэтому, чтобы сохранить единство Церкви, уберечь Церковь, апостол Павел настаивает на необходимости жестких мер по отношению к такому «браку». Он предлагает «предать сатане во изнеможение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5, 5). На самом деле, по-видимому, предать во изнеможение плоти, в общем контексте, есть отлучение от общения. Потому что вне Христа тело предается в изнеможение сатаны. Вряд ли апостол предполагал, что христиане начнут истязать того собрата. Этого не допустило бы Римское законодательство, и так христиан обвиняли в том, что они занимались каннибализмом. Вне Христа – только смерть, сатана – источник смерти. Такого нужно отсечь, чтобы сохранить единство Церкви. Такая строгость есть способ сохранения единства Церкви.

Здесь при всей строгости апостол Павел разумно указывает: «я писал вам в послании не сообщаться с блудниками. Впрочем, не вообще с блудниками мира сего и лихоимцами, хищниками, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с теми, кто называется братом и остается блудником…» (1 Кор. 5, 9-11). Апостол Павел не призывает к крайним мерам, эксцессам, порыванию с миром.

Отказ от суда у неверных (6, 1-8). В 6 главе апостол Павел говорит еще об одном известном ему прецеденте – когда христиане судятся между собой. «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых. …Уже то постыдно, что вы имеете между собой разногласия, а, имея их, имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше оставаться обиженными, для чего бы вам лучше не терпеть лишения. Но имея тяжбы, вы выносите их на суд язычником» (6, 1, 7) Апостол Павел говорит, что нельзя давать соблазн ни брату, ни Церкви, ни внешним. Такое поведение христиан есть соблазн, это нужно прекратить, чтобы этот соблазн не разрушал церковное единство. Кроме того, апостол Павел пишет: не забывайте о великом призвании нашем. Разве вы не знаете, что святые будут судить мир. Он говорит о том, что мы будем судить ангелов. Считается, что падших ангелов. Итак, этого не должно быть. В конце VI главы помещается, всем нам известное высказывание апостола Павла: «все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Такое прочтение понятно и нам привычно. Но есть другое прочтение, которое весьма правдоподобно. Это техника воображаемого диалога, когда апостол отвечает воображаемому вопрошателю. Речь идет о том, что, по-видимому, такое поведение христиан в отношении блудных грехов, и той свободы, которую они себе позволяют в деле судов, происходило из той крайности, которая проникла в Церковь и называлась либертинизм. Это явление предполагало, что человеческое тело имеет мало значения, дух спасен и просветлен, дух познал Христа, а все остальное не важно, тело грешит и пусть грешит. Эта строка есть некая полемика апостола Павла с либертинизмом. Некто говорит «все мне позволительно», а апостол Павел отвечает «но не все полезно», некто говорит «все мне позволительно», а апостол отвечает «но ничто не должно обладать мною». Либертинизм говорит «чрево для пищи и пища для чрева», это ладно, главное, что дух просвещен. Апостол говорит, что тело не для блуда, а для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою своею. Либертинистов апостол развенчал. Но была и другая крайность поведения, которую можно назвать ложной аскетикой. Если одни считали, что с телом можно делать все что угодно, главное, чтобы дух был просвещен, а другие считали, что тело это некое зло, его надо умерщвлять, и не обращать на него внимания. Этому посвящена 7 глава, в которой апостол Павел разбирает вопросы девства и брака.

34. Нормы христианской жизни: христианский брак и девство (7 гл. 1 Кор).

Учение о браке, которому посвящена гл. VII, вызвано вопросом, заданным Коринфянами в их письме к ап. Павлу: «О чем вы мне писали, что хорошо человеку не касаться женщины» (7, 1). Но оно внутренне связано с темой о телесной чистоте, и этим объясняется то, что Павел касается его именно здесь.

VII глава из 40 стихов с двумя типами рассуждений апостола Павла в отношении девства и брака, некоторые моменты апостол Павел утверждает авторитетом Христа. «А вступившему в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, а если разведется, должна остаться безбрачной, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей». Это от Бога, от Христа. Другие советы апостол Павел дает от себя. «Прочим же я говорю, а не Господь», правда, он скажет «думаю, что и я имею Духа Святаго», его советы это советы апостола, а не строгие указания. Бог запрещает разводиться, а апостол Павел советует оставаться каждому в том звании, в котором призван. В этом отношении он считает, что состояние девства и безбрачия выгоднее и лучше. «Относительно девства я не имею повелений Господних, даю совет, как получивший от Господа милость быть ему верным». Девство лучше, и апостол Павел приводит несколько аргументов.

Во-первых, напряженность эсхатологических ожиданий. Первое христианское поколение жило уверенностью в том, что Христос очень скоро придет. «Пользующийся миром сим должен быть как не пользующийся, ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7, 31) – говорит апостол Павел. В безбрачном состоянии, считал апостол Павел, легче приготовиться к пришествию Христову, ибо «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святой и телом и духом, а замужняя заботиться о мирском, как угодить мужу» (1 Кор. 7, 34). Ничто не должно отвлекать от приготовлений к пришествию Христа. Во-вторых, чисто пастырская основа. Апостол Павел говорит: для вашей пользы, потому что вы будете иметь скорби по плоти – говорит, – а я не хочу, чтобы вы имели эти скорби по плоти. Апостол Павел считает, что безбрачие лучше и приводит в пример себя, как ведущего такую чистую жизнь. Но при таком отношению к девству, которое апостол считал преимуществом, он вовсе не запрещает вступление в брак. «Если и женишься, не согрешишь, если девица выйдет замуж, не согрешит, но таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль» (1 Кор. 7, 28).

Брак дозволителен. Апостол дает ряд советов в отношении брака. Часто уверовавшей оказывалась только одна половина брачного союза – муж либо жена. Возникал вопрос, как поступать. В отношении таких апостол Павел дает вполне конкретные советы: «Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его». Так и муж. Апостол Павел видит преимущества такого брачного союза: «ибо неверующий муж освящается женою верующею, а жена неверующая освящается мужем верующим». Это к вопросу о мистическом единстве. «Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». Такой брачный союз благоприятен и для детей. В данном случае апостол не поощряет развода. Совсем другая ситуация для уже верующих людей. «Жена связана законом, доколе жив муж».

В позиции апостола Павла, якобы сквозит некая утилитарность в отношении брака, что брак понимается им, как некое средство против блуда: «Во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (7, 2). Но в послании к Ефесянам (гл. 5) все встает на свои места: образ брака как брак Церкви и Христа. В послании к Коринфянам такая ситуация. Такой ответ апостол дает тем, кто пренебрегал браком, как некоей скверной, кто предавался ложным аскетическим упражнениям. Девство предпочтительнее, но не потому, что брак скверен, а потому, что так удобнее, считал апостол Павел, дождаться пришествия Христова.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1133 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...