Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отличие истинных пророков Господних от ложных, непризванных пророков и языческих прорицателей



Призвание от Бога — важнейший признак истинного пророка Господня. Никто не мог претендовать на право говорить народу в качестве пророка, если он действительно не был призван Богом. Но среди библейского Израиля находились люди, которые выдавали себя за пророков, хотя и не получали призвания от Бога. «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали, Я не говорил им, а они пророчествовали», — говорит о них Иеремия от лица Божия (Иер. 23, 21). Поэтому среди ветхозаветных пророков следует различать пророков по призванию, боговдохновенных мужей, истинных носителей пророческого дара св. Духа, бывших орудиями откровения и истолкования воли Божией, и пророков по профессии, не обладавших даром пророческой харизмы, среди которых встречались различные категории: (а) истинные ревнители ягвизма, проповедники и защитники монотеистической религии Завета, поддерживавшие среди народа верность Богу Израилеву; к ним, в частности, следует отнести «сонмы пророческих сынов», руководимые пророками Господними; (б) самообольщенные мечтатели и сознательные обманщики, по честолюбивым и корыстолюбивым побуждениям принимавшие на себя миссию прорицателей и священногадателей, в действительности же изрекавшие свои лжепредсказания по собственному измышлению, а иногда и по внушению злой силы, как это видно из состязания пророка Михея, сына Немалая, с лжепророками, описанного в 3Ц.22. Профессиональные пророки, жившие на случайные пожертвования, по причине материальной зависимости нередко злоупотребляли доверчивостью и суевериями израильтян и в целях личной выгоды говорили приятное народу, вельможам и царям. «Пророки его (Иерусалима) предвещают за деньги... проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну», — писал о лжепророках Михей (Мих. 3,11.5). Нередко пророки по профессии находились в оппозиции к истинным пророкам Господним и вводили в заблуждение народ Божий (3Ц.22; Иер. 23).

[еп. Сергий] Кроме истинных пророков у евреев были и ложные пророки, не призванные Богом к этому высокому служению. «Я не посы­лал пророков сих, а они сами побежали, Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер. 23, 21).

Истинные пророки – пророки по призванию; ложные пророки, пророки по профессии, питающиеся от своего ремесла.

Ложных пророков можно поделить на 2 группы:

1. Сознательные обманщики, служившие ради корыстных целей.

2. Самообольщенные, заблуждавшиеся, не верно понимаю­щие писания о Мессии; они часто были под влиянием злого духа. Они могли происходить из пророческих общин; таковых обличает пророк Михей (22 гл., 39). «Пророки его (Иерусали­ма) предвещают за деньги... проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну» (Мих. 3, 11, 5). Последние часто находились в оппозиции по отношению к истинным пророкам, которые старались отмежеваться от про­фессиональных пророков. В этом смысле, говорит пророк Амос:

«Я не пророк и не сын пророка... Но Господь сказал мне: «иди пророчествуй к народу Моему Израилю» (Ам. 7, 14-15). А пророк Елисей наказывает своего слугу Гиезия за то, что он вопреки воле пророка взял от Неемана-сирийца плату за исцеление (4 Ц. 5, 20).

Современники не всегда могли легко различить истинных пророков Божиих от непризванных, ложных пророков. Окончатель­ное различие между ними достигалось только проверкой временем.

У язычников были своего рода пророки-прорицатели, кото­рые назывались оракулы или мантики (от – быть в исступлении, бесноваться, неистовствовать).

Рациональная критика часто ставит истинных пророков на одну ступень с греческими и др. языческими оракулами и мантиками. Но между ними есть существенные различия. Различие касается, во-первых сущности вдохновения пророков и мантиков, во-вторых условий пророчества и, в третьих, содержания предсказаний.

1. Еврейские пророки, пророчествуя от воздействия на них силы Божией, благодати Святого Духа, в то же время сохраня­ли полное сознание и самоопределение. Пророчествуя, они бе­седовали с Богом, спрашивали, отвечали, радовались, иногда недоумевали и отказывались от высокого служения, сознавая его трудность, свою молодость, недостоинство и др. причины. (Пр.: Исаия исповедует свою греховность; Иеремия – молодость; Захария беседует с ангелом в видении). Все это ясно запечат­левается в их памяти, что позволяет им записать видение, сви­детельствовать о своем призвании.

Иной характер имело вдохновение языческих мантиков, кото­рое производилось искусственно, посредством различных нарко­тических средств. Оракулы в момент пророчествования теряли сознание, были невменяемы. Так, например: Пифия, прорицательница храма Аполлона Дельфийского приходила в экстатическое состояние от вдыхания одурманивающих серных паров, исходивших из расселин Парнасской скалы, и тогда прорицала. Другие оракулы приходили в состояние экстаза посредством вина, особой воды с примесью наркотических веществ. Об этих источниках древний поэт Овидий писал: «Кто пьет из них, не­истовствует, беги от них каждый, кто заботится о здравии ума своего».

2. Второе различие относится к условиям пророчества. Истин­ные пророки не зависели ни от места, ни от времени. «Дух дышит, где хочет». Мантики же прорицали в определенном мес­те и в определенное время. Пифия прорицала только 2 раза в год весной и осенью у расселин Парнасской скалы, когда оттуда исходил наркотический пар.

3. Содержание истинных пророчеств простираются «до конца дней», они взаимосвязаны, дополняют друг друга, служат еди­ной цели.

Прорицания оракулов, напротив, относились к частной или национальной жизни, касались только настоящего времени, пред­ставляли ряд туманных изречений, не имеющих между собой связи.

Пророчества эти часто «расшифровывали» жрецы, толковавшие их по своему усмотрению, в зависимости от принесенного дара.

Часто языческие прорицания имели гадательный характер: изрекались по крику или полету птиц, по внутренностям жерт­венных животных, по шелесту листьев священного дерева и другим суеверным предметам.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 578 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...