Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Марксистская философия -создана нем. учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во вт. пол. XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма (ф.+ экономика (политэкономия) + соц.-пол. проблематика (научный коммунизм).
Широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и популярность в к. XIX – пер. пол XX вв.// СССР, социалист. страны Восточной Европы, Азии и Африки) м. ф. - возведена в ранг офиц. гос. идеологии - в догму.
Возникновению м. и маркс. ф. способствовали:
предшествующая материалист. ф. (Демокрита, Эпикура, англ. материалистов 17 в. - Бэкона, Гоббса и Локка, фр. просветителей 18 в., особ. атеистическо-материалистическая ф. Людвига Фейербаха – сер. 19 в.);
бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии и др.);
крушение идеалов Вел. фр. революции (свобода, равенство, братство, идеи фр. Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
нарастание соц.-классовых противоречий и конфликтов;
кризис традиц. буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
Главные произведениями основателей м.а:
«Тезисы о Фейербахе» КМ;// "Капитал" КМ;// "Экопомическо-ф.ские рукописи 1844 г." КМ;// "Манифест Коммунистической партии" КМ и ФЭ;// "Святое семейство" и "Нем.кая идеология" КМ и ФЭ;// "Диалектика природы" ФЭ;// "Анти-Дюринг" ФЭ;// "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" ФЭ;// "Происхождение семьи, частной собственности и государства" ФЭ.
Мф.- материалистична, разделы - диалектический материализм и исторический материализм (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).
Ф. новаторство КМа и ФЭа - материалистическое понимание истории (исторический материализм):
§ на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
§ производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
§ указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
§ базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
§ в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации - первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество ~ общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;
§ рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
§ уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
Также разраб. понятия: Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их,
- т. н. "рабочая сила".
В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и = от результатов труда. Осн. товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собственников, осн. масса трудящихся, не имеюшая средств произволства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.
Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по М., является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства произволства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.
Выход из данного положения видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:
§ будет ликвидирована частная собственность на средства производства;
§ будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;
§ частная собственность на средства производства будет заменена общ-ой (гос-ой);
§ произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.
В основу диалектического материализма - положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах.
Э.: диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги".
основные положения диалектического материализма:
основной вопрос ф.решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
сознание понимается не как самост. сущность, а как свойство материи отражать саму себя;материя находится в постоянном движении и развитии; Бога нет, Он является идеальным образом, плодом чел. фантазии для объяснения непонятных явлений, дает (особ. его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окруж. действительность; материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека; развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 550 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!