Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тенденция дифференциации и интеграции в современной науке



Роль рассудка и разума для человека. Рассудок – осуществляет оперативно-тактическое функционирование человека = конкретные науки.

Разум – ставит цели, определяет стратегию = философия. Сейчас эта функция на уровне социума выполняется плохо. Стихийно развивающееся человечество пока не может себя критически осмыслить.

В любом случае появление философии связано со значительным переломом в жизни общества, когда смысл человеческой жизни, ее привычный ход и порядок оказываются под угрозой, когда старые мировоззренческие ориентиры и установки перестают функционировать, когда мораль кровнородственных отношений вступает в конфликт с частными интересами отдельной личности. Философия формируется в тот период, когда социально-политический и нравственный кризис ставят человека в неоднозначную ситуацию, вытесняя его мышление в плоскость смысложизненных проблем, относительно которых невозможно использовать привычную канву мифологического миропонимания.

Философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872-1970), «представляет собой размышление о предметах, знание о которых ещё невозможно». И сегодняшнее значение философии в том, «что она заставляет нас осознавать существование многих вопросов, не входящих в сферу науки». Карл Ясперс писал: «Там, где пробуждается человек, раньше других наук выступает философия». Для философских вопросов характерно то, что исследуется не какая-то причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому. Философ этот смысл связывает со своим микрокосмом. Поэтому какое-либо философствование является «экзистенциальным» и личностным.Платон утверждал, что философия есть познание сущего, вечного. По Аристотелю (384-322 до н.э.), философия – это исследование причин и принципов вещей. Философия занимается более общими вещами, «вечными» и «божественными» первоначалами. Она показывает нам «первоначала» бытия и познания», Философия – это учение о первоначалах и первосущностях вещей. Так думали и следовали за Аристотелем многие мыслители Нового времени: Декарт, Гегель и др. В целом такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось «классическим». С некоторыми изменениями это определение предмета философии господствовало в программах и учебниках и в нашей стране. Философия определялась как «…наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». К этому определению добавляли, что философия не только наука, но и форма общественного сознания, а также «учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру». Тем не менее, как вы уже знаете, первое определение философии идет от Пифагора. Философия – это любовь к мудрости.

В качестве рационального знания, стремящегося к науке, философия имеет собственную область исследования, т.е. предмет. Связующим стержнем философии выступает установка на решение предельных (вечных) проблем человеческого бытия в мире, значимых для всех времен и народов. В центре философских исследований всегда, в конечном счете, явно или неявно, стоит Человек, и одна из целей философского знания – выявление сущности предназначения Человека в мире. Форма его зависела от конкретной исторической эпохи и её авторского переживания мыслителем. Философия отвечала на запросы эпохи, выступая самосознанием культуры. Поэтому, уточняя данные выше определения предмета философии, можем сказать, что философия исследует фундаментальные, предельные основания бытия и человеческого отношения к бытию, преломленные через историческое сознание индивида. Таким путём в ходе своей истории философия и создает из мозаики идей и систем, философских умонастроений и переживаний общую картину мира. Она никогда не может дописана окончательно.

Важнейшей стороной философии выступает её метод, с помощью которого она реализует себя как форму теоретического познания. Каждая философская система опирается на методы, присущие именно ей. Общим для всех философских систем выступает специфическое проблемное поле.

Философия свободна, критична, основана на рациональном мышлении; есть теоретическое осмысление мира. Дает сверхопытные знания(путем длительных размышлений), достраивает человеческое знание до единства.

Предметами философии являются:

1)Онтология - учение о мире в целом.

2)Гносеология - познание мира.

3)Философская антропология - философское учение о человеке.

4)Социология - рассмотрение и изучение жизни общества.

5)Этика - учение о морали, и так далее...

Функции философии:

1)Мировоззренческая функция - понятийное объяснение мира.

2)Методологическая функция - Философия как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

3)Прогностическая функция - формулировка гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира.

4)Критическая функция - Принцип "подвергай все сомнению".

5)Аксиологическая функция (ахios - ценный). Тогда, когда возникает выбор, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

6)Социальная функция - объяснение социального бытия и способствовать его материальному и духовному изменению.

7)Гуманитарная функция - жизнеутверждающая роль для каждого индивида, способствование формированию гуманистических ценностей.Функции философии

Философия как форма рационально-теоретического знания и как особый синтетический тип мировоззрения органично связана с другими науками и с иными видами (сферами, формами) духовного освоения бытия. В науках философия заполняет теоретический вакуум, который по тем или иным причинам не охвачен конкретной наукой, но который тем не мене приходится рационально осмысливать и обсуждать.

Всегда будет существовать проблемы, находящиеся на стыке одной или нескольких наук, где также необходим отстраненный от конкретного предмета рефлексивный взгляд философа. Всегда будет существовать область человеческих знаний о мире и о самом себе, которая находится на стыке науки и искусства. И здесь роль философии как теоретической формы сознания наиболее важна. Наконец, даже внутри самой науки возникает серия ценностно-познавательных проблем, которые не могут быть решены средствами самой науки, а требуют философской рефлексии. Это проблема соотношения истины и ценности, проблема обоснованности «оснований науки», проблема ответственности ученого за свои открытия, необходимость выработки моральных норм и гуманистических границ научного познания и пр. В таких ситуациях ученый не может оставаться в рамках своей узкой предметной области, а вынужден занимать ту или иную четкую философски-мировоззренческую позицию.

Философия исследует науку в более широком контексте, рассматривая её как один из важнейших элементов культуры. Она ставит и решает такие вопросы, как прогресс науки, рациональность науки, эволюция её места в системе культуры, проблема лидерства науки в системе культуры, её соотношение с другими формами культуры т.д. В этом смысле философия способствует самосознанию науки как специфического отношения к бытию (Иванов А.В.).

Одной из важнейших функций философии по отношению к науке выступает мировоззренческая интерпретация научных результатов. Это позволяет фундаментализировать систему мировоззрения человека через создание общенаучной картины мира как одного из важнейших структурных звеньев мировоззрения в целом. Здесь происходит оценка научных результатов, с позиции их значимости для общества, ставится проблема ответственности ученого за научные открытия, и т.д. Философия выполняя свою мировоззренческую функцию в некоторых случаях способна задать ориентиры научному знанию или сигнализировать о тех проблемах, к которым может привести неконтролируемое обществом развитие тех или иных отраслей знания.

В результате, с одной стороны. создается общая философская мировоззренческая картина мира. А с другой стороны – философия выполняет по отношению к науке некоторые методологические функции, выступая как своеобразная общая методология. Конечно, данный момент нельзя абсолютизировать в том смысле, что, не занимаясь философией, ученый ничего не сможет познать, но и нельзя полностью игнорировать, ибо в наиболее решающие моменты развития новых научных теорий роль философии стремительно возрастает. Философия позволяет сравнивать методы разных наук, не допуская их абсолютизации, как и абсолютизации всей науки как единственного способа познания бытия.

Поскольку философия выступает как рефлексия над предельными основаниями бытия, её предметом могут выступать, в том числе и сами основы научного познания. Они зачастую бывают непрозрачными для самих ученых. Если ученый стремится к достижению предметной истины, то философ ставит проблему истины как таковой и, естественно, с этих позиций оценивает и конкретно-нучную систему истин. Это придает философии характер метазнания по отношению ко всем частным их разновидностям. В этом плане философия выступает и как общее учение о методах познания, выполняя важные методо-логические функции. Под методом в самом общем виде понимается такое знание и основанная на нем система действий, с помощью которых можно получит новое знание. Так, дедуктивный (Аристотель, Декарт), индуктивный (Ф. Бэкон, Дж. С. Милль), системный (Гегель, К. Маркс) методы были подвергнуты обстоятельной философской рефлексии именно в философии, что знаменовало качественный скачок в их развитии. Одновременно философия разрабатывает и свои собственные универсальные методы –диалектический, герменевтический, которые дали блестящие результаты в конкретных науках.

Философия не только вооружает человека цельным и рациональным мировоззрением и выполняет важнейшие методологические функции относительно науки. Это очень ценные её качества, но отнюдь не единственные. По мнению всех крупнейших философов, философия как любовь к мудрости – это наилучшая школа критического, систематического и синтетического мышления.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 688 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...