Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Важнейшими формами бытия материи являются пространство и время.
Объективность пространства и времени
Одной из главных философских проблем, связанных с пониманием статуса и свойств пространства является проблема их объективности, т.е. независимости от нашего сознания.
Материалистическая философия всегда решала эту проблему бытия материи, т.е. объек-тивной реальности, значит, они также должны иметь объективный характер. Другое дело, что они представлены в нашем мышлении субъективными категориями (общими понятиями). Но это никак не может служить основанием для признания пространства и времени субъективными образованиями. «Земля», к примеру — это тоже понятие, но ведь мы уверены, что ему соответствует некий реальный физический объект.
Однако с пространством и временем все обстоит не так просто, как с обычными материальными объектами. Проблемы, как всегда, порождает противоречивость, даже парадоксальность многих свойств пространства и времени. Так, еще Августин Блаженный в V в. подметил странную особенность времени: прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее не имеет длительности (ведь любой, сколь угодно малый временной интервал также можно разделить на прошлое и будущее), и, значит, его тоже нет, как времени. Следовательно, время не обладает реальностью, а коренится лишь в глубинах нашей души.
Что же касается невозможности восприятия пространства и времени нашими органами чувств, то точно также нельзя увидеть или потрогать ни материю, ни движение, ни другие им подобные абстракции, отвлеченные от чувственно воспринимаемых вещей. Можно ли увидеть в лесу дерево? нет! Увидеть можно конкретную березу, елку, дуб и т.д., но дерево как таковое, дерево вообще увидеть нельзя. Ибо это всего лишь понятие, в котором от массы объектов отвлечены их общие признаки. Но сей факт никак не отменяет объективно-реального существования как конкретных деревьев, так и их общих свойств. Та же история и с понятиями пространства и времени. Понятие времени увидеть нельзя, а вот последовательность смены состояний материальных объектов (молодой — старый), что оно, собственно, и означает, вполне доступна нашим органам чувств.
Так что признание объективности пространства и времени ныне считается более обоснованной позицией, нежели настаивание на их субъективности.
В каком отношении пространство и время?2 точки зрения:
1. субстанциальная (Демокрит, Эпикур, Ньютон) – П. и В. – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. > отношение между п. и в. – отношения между двумя самостоятельными субстанциями. Ведет к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих материальных процессов. Исчезнет вещь, пространство останется.
2. реляционная (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – п. и в. – не самостоятельные, а системы отношений, образующихся взаимодействующими материальными объектами. Исчезнут вещи, исчезнет пространство.
В наше время 2я имеет теоретическое обоснование (теория относительности Эйнштейна). Вскрыла связь между п. и в. и движущейся материей и между друг другом. Вывод из теории – пространство и время не существуют без материи, их метрические св-ва создаются распредилением и взаимодействием материальных масс, т.е. гравитацией.
Таким образом, согласно реляционной концепции, пространство — это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Понятие пространства (протяженности) имеет смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы — на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 363 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!