Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Мировоззрение – это совокупность идей, представлений и знаний человека об объективной действительности, дающих единое понимание происходящих в ней явлений и событий, определяющих место и роль человека в мире, его жизненную позицию, устремления и идеалы.
Подумаем, ограничивается ли мировоззрение системой научных знаний? Кроме сказанного, мировоззрение представляет собой систему обобщенных чувствований, интуитивных представлений. Таким образом, мировоззрение включает как теоретические, логические, объективные знания, так и знания, основанные на субъективных переживаниях, знания, отражающие способность человека чувственно – эмоционально, образно осваивать действительность.
Итак, мировоззрение включает в себя две основные сферы:
мироощущение – чувственная, эмоционально-психическая сфера и
миропонимание – рациональная, интеллектуально-познавательная сфера.
Основой мировоззрения являются знания. Однако, чтобы знание обрело мировоззренческое значение, оно должно быть подтверждено нашим опытом и стать убеждением.
Убеждение – это интеллектуальная позиция, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность в правоте своих взглядов и идеалов, жизненной позиции.
Идеал – образец, совершенство, высшая цель, определяющие стремления и поведение отдельного человека или социальной общности. (Например, идеал общественного строя, представление о совершенном человеке, идеальных отношениях между людьми и т.п.). Жизнь подлинного человека, личности немыслима без идеалов, которые, как правило, обращены в будущее. Идеалы определяются совокупным опытом человечества и, в свою очередь, оказывают могучее воздействие на жизнь общества и отдельного человека. Именно идеалы составляют основу духовной жизни человека. И чем возвышеннее личные и общественные идеалы, тем масштабнее личность и прогрессивнее данное общество, тем богаче и благороднее содержание индивидуальной и общественной жизни. Таким образом, мировоззрение не просто является отражением действительности, но и ориентирует на её изменение.
Структуру мировоззрения составляют:
1) знания, ставшие убеждениями;
2) этические взгляды и оценки;
3) эстетические взгляды и оценки (чувственно эмоциональное освоение природы, искусства, человеческой деятельности и оценка их в соответствии с пониманием красоты);
4. идеалы;
5. вера (особое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действительно существующей, уверенность в лучшем будущем)
Мировоззрение – это систематизированная совокупность взглядов и представлений человека на мир и на самого себя как деятельную часть мира. Вполне понятно и допустимо, что такого рода совокупности могут быть весьма разнообразны. Поэтому выделяют типы и формы мировоззрения по самым различным основаниям.
Традиционно выделяют пять основных форм мировоззрения, имеющих более или менее выделенную специфику: религиозное, житейское,, научное или натуралистское, и философское. Такое деление носит генетически-исторический характер. Оно фиксирует наиболее распространённые формы мировоззрения, отражая характер их становления. Они могут сочетаться в самых разных вариантах в сознании конкретного человека.
Перейдём к рассмотрению религиозного мировоззрения. До сих пор существует мнение, особенно распространенное в 30-50 годах ХХ столетия, будто вера (религия) противоположна знанию. Однако это ошибочное мнение. Религия есть вид знания. Слово религия в переводе с латинского языка (religare) – означает связь, соединение. Естественно, что первоначально под религией понимали связь человека с Высшим Миром или Высшим Началом. Однако в настоящее время это значение утрачено. Не существует ни одной религии, ни одного древнего учения, которое не было бы извращено лжеучителями и лжетолкователями. В особенности это применимо к священным писаниям, которые и составляют основу религии. Возможность ложного толкования священного писания заложена в форме изложения, в языке, с помощью которого излагаются истины.
Особенностью языка священных писаний является то, что истина сообщается людям не в чистом виде, но символически. Необходимость символического языка вытекает из того, что религиозное учение дается не для одного поколения, не на один век, а на десятки, в течение которых в каждый данный момент существуют люди различного умственного и нравственного развития. Символический язык позволяет сохранить жизненность и неувядающую свежесть писаний на протяжении веков, но он же и служит отчасти причиной извращения и ложного понимания учения.
В современном понимании религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, которое основывается на вере в существование «священного», богов. В отличие от научного знания, имеющего своим объектом природу, общество и человека, религиозное знание подразделяет всю реальность на мир естественный и мир сверхъестественный. В религиозной картине мира главное место занимает сверхъестественный мир, а его центром является Бог.
Ортодоксальное религиозное мировоззрение характеризуют следующие особенности:
1) вера (см. структура мировоззрения);
2) убеждение в возможности сверхъестественных, вне причинных и нео-бъяснимых явлений – того, что выходит за рамки природных законов и возможностей человеческого познания;
3) наличие жестко установленных обрядов, ритуалов и культа;
4) наличие «Священного Писания» и последующих теологических догма-тов, которые воспринимаются в качестве Божественного Откровения.
По Марксу – два вила освоение действительности – образно-ассоциативное (эмоционально-ассоциативное) и логико-рассудочное (понятийное). Первое – мифологическое: не только повествует о прошлом, давали определенную модель поведения, принцип поведения. Мифы выполняли мировоззренческую функцию. Антропоморфный взгляд на мир. Мифы – феномен духовной культуры, в котором мы находим истоки религии и науки.
Религия – фантастико-иллюзорное отражение действительности, в которой земные естественные силы преображают характер неземных, сверхестественных сил. Это слабость человека, зависимость от природы.
Сходство заключается в том, что, как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку некую систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать своё поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближает его с философией. Однако между этими двумя сферами духовной культуры существуют принципиальные отличия.
Житейское мировоззрение – знание человека о мире, которое он получил от предыдущих поколений и из своего опыта. Ж.м. руководствуется здравым смыслом. Эмпирический опыт. Принцип здравого смысла удобен в 4 стенах в обиходе (Энгельс) Когда мы выходим за рамки 4 стен, этот смысл уходит. В ж.м. кажимость отождествляется с сущностью. Есть элементы мифологических знаний, искаженных представлений о мире. Решили исследовать сущность – научное мировоззрение.
Научное мировоззрение – научная картина мира + философское м. Научная картина мира – определенная система научных знаний о природе, которые получены в результате целенаправленной деятельности людей, научной деятельности
Сближение философии и религии по целому ряду вопросов не представля-ется с профессиональной точки зрения таким уж необычным и связано с самим характером спекулятивного мышления. Действительно, и философы, и теологи необходимо затрагивают общие метафизические проблемы, такие, например, как проблемы необходимости Абсолюта или Абсолютного начала, первопричины, бытия и т.д.. И те, и другие рассуждают о критериях нравственности или истины, добра и красоты. Для современного периода любопытна тенденция нарастающего диалога между религией и естествознанием, особенно в области проблем современной космологии, трактовки разумности Космоса и т.д.
Сходство заключается в том, что, как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку некую систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать своё поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближает его с философией. Однако между этими двумя сферами духовной культуры существуют принципиальные отличия.
Предметом философского анализа выступают, по сути, те же самые вечные вопросы, что и в мифологии и религии: происхождение мира и человека, законы бытия, смысл человеческой жизни и нормы поведения, будущее человека и общества и др. Однако, метод осмысления этих вопросов существенно отличается. Здесь на первом плане стоит не эмоционально-чувственное познание, не вера и ритуальные догматические установки, а разум и объективное знание. Философское мировоззрение опирается, прежде всего, на научные знания, наблюдение, критическое размышление, логический анализ, выводы и доказательства. Стремясь к объективному знанию, философия познает закономерности развития мира, рассматривает природные и общественные явления и процессы с различных сторон и точек зрения. Это позволяет философии выступить в качестве идейного основания науки – особой познавательной и практической деятельности человека. Не случайно многие древние философы одновременно являлись и естествоиспытателями.
Философия есть синтетическое явление духовной культуры. Её невозможно полностью соотнести и отождествить ни с искусством, ни с религией, ни с наукой, ни с этикой, ни с мистическим метарациональным постижением бытия. Она объединяет в себе перечисленные сферы культуры и предстаёт в качестве целостного, органичного сплава различных аспектов человеческого сознания и типов восприятия мира.
Философия имеет много общего с нравственностью. Приверженность высоким этическим ценностям была свойственна многим выдающимся философам, а учение о моральном законе занимало в их трудах видное место.
Соотношение философии с идеологией выглядит совершенно иначе. Идеология, как правило, выражает интересы узкой социальной группы, класса, партии и т. д. Но подлинная философия обращается к общечеловеческим ценностям, которые ставятся выше национальных, классовых или корпоративных интересов.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1662 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!