Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эллинистический период античной философии (кинизм, скептицизм, эпикуризм, неоплатонизм, стоицизм)



Основным центром эллинистической философии стали Афины, где соперничало несколько влиятельных школ. Прежде всего продолжали существовать философские школы, созданные в IV в. до н.э. Платоном и Аристотелем. Однако постепенно платоновская Академия и школа перипатетиков перестали влиять на развитие философской мысли, превращаясь в замкнутые элитарные учреждения. Более соответствующими общему уровню общественной и культурной атмосферы своей эпохи стали новые философские системы (эпикурейцев, скептиков, стоиков, киников), в рамках которых теоретическая мысль сделала шаг вперед в своем развитии.

Эпикур (ок. 341-270 гг. до н.э.) был основателем эпикурейской школы. Философия для Эпикура - главное и основное средство достижения человеком наиболее счастливой жизни, лишенной страха перед будущим. Для достижения невозмутимости самосознания необходимо познание природы.

В теории познания Эпикур был сенсуалистом, полагая, что главным критерием истины являются непосредственно данные нам ощущения. В качестве вторичных критериев рассматриваются предвосхищения, претерпевания и «образный бросок мысли». По его мнению, чувства не ошибаются, а ошибается лишь разум.

Учение Эпикура о природе включает в себя как общие, мировоззренческие вопросы, так и частные. Он пишет не только о возникновении мира, но и восходе и закате светил, об их движении, о фазах Луны и т.д. Главное для него - доказать, что причины природных явлений естественны. Отстаивая материальное единство мира, Эпикур резко противопоставляет науку мифологии. Физика, по его мнению, должна не только описывать природу, но и находить естественные причины природных явлений. Именно такая физика может принести людям искомую эпикурейцами безмятежность, освобождая людей от распространенного страха перед небом.

В основе этического учения Эпикура лежит понятие «удовольствие». Счастье человека заключается в получении удовольствия, но при этом подчеркивается, что удовольствие телесных потребностей необходимо для душевного умиротворения человека, для равновесия состояния его духа. Душа человека в результате этого удовлетворения должна стать спокойной и безмятежной. Смыслом удовольствия является наслаждение духа (литература, искусство и т.д.), а не телесные блага.

Эпикурейский идеал мудреца имеет прочные и продуманные убеждения. Он не раболепствует перед судьбой, а достигает блаженства и невозмутимости духа (атараксии) благодаря знанию. Вместе с тем Эпикур отказывается от политической деятельности и провозглашает принцип: «Проживи незаметно!». Общество, по его мнению, возникает искусственно из договора, заключенного «атомарными» людьми, то есть живущими первоначально уединенно. Устанавливаемые ими обычаи и законы должны служить взаимной пользе.

Элементы скептицизма как сомнения, что всякое знание достоверно, имелись в учениях многих древнегреческих мыслителей. Однако крайний скептицизм как значительное направление в философии возникает в период эллинизма. Пиррон считал, что человек всегда должен сохранять невозмутимое спокойствие и стремиться к счастью. Для этого необходимо воздерживаться от суждений, так как невозможно постичь истину. Отсюда следовало бесстрастие, невозмутимость и спокойствие духа, что являлось для него высшей ступенью блаженства (атараксии).

Завершением античного скептицизма является творчество Секста Эмпирика. Главное для него - это явление вещи, а не что такое вещь и какова ее сущность. Он не знает их и не хочет знать. Секст пишет о нейтральном бытии, имея всегда в виду равнозначность утверждения и отрицания, изостению.

Положительное значение скептицизма состоит в том, что он остро поставил проблему знания и истины, обратил внимание на философский плюрализм. Недостатком его является то, что он ведет к агностицизму, учит о непознаваемости мира.

Стоицизм является одним из главных течений эллинистического периода античной философии. Он возник в начале III в. до н.э. и просуществовал до конца античности. Название этой философской школы произошло от живописного портика (стои), возле которого собирались почитатели Зенона. Стоическая философия триадична, так как она делится на три связанные между собой части - логику, физику и этику.

Логика понималась стоиками довольно широко и включала в свое содержание не только логическую и диалектическую, но также грамматическую и риторическую проблематику. Стоики много работали над логической проблематикой (суждения, доказательства), направляя все свои усилия в сторону ее формализации.

Стоики призывали изучать законы природы, так как от этого зависит жизнь человека. Мир представляется им в виде двух начал - страдательного (материя) и деятельного (ум, логос). Наряду с материей стоики признавали существование бога, пытаясь преодолеть этот дуализм своим учением о боге как «творческом огне», смешанном с материей.

Киническая школа получила свое название от Диогена из Синопа (умер ок. 330—320 до н. э.), у которого было прозвище Собака. Собака по-гречески звучит как «кинос».
Основатель школы - Антисфен (450—560 до н. э.), живший в Афинах.
Антисфен был слушателем Сократа, а после его смерти основал свою собственную школу. Антисфен считал всякое удовольствие злом. «Лучше сойти с ума, - якобы утверждал он, - чем испытать наслаждение». Поэтому киники советовали обнимать мраморную статую в мороз и лежать в горячем песке летом. Они проповедовали отказ от дома и семьи, от богатства и любых общественных обязанностей.
Киники отвергали потребительскую жизнь, презирали почести и, хотя они осуждали чувственные наслаждения, из этого нельзя сделать вывод, что их этическим идеалом был аскетизм. Наоборот, согласно их этическому учению, естественные потребности людей нужно удовлетворять, однако неправильно в процессе удовлетворения этих потребностей стремиться к наслаждению. Цель такого образа жизни – автаркия, т.е. «самодостаточность», автономия нравственной личности.
Идеал простои жизни киники весьма тесно связывали с возвратом к природе.
Естественное удовлетворение природных потребностей, устранение всех искусственных препятствий и достижение автаркии являются главным смыслом кинической этики.
Высшим нравственным идеалом киников, которого можно достичь путем подавления страстей и ограничения до минимума потребностей, является полная апатия - безразличие к миру, обществу, почестям и всем прочим ценностям.
Моральный принцип кинизма состоит в пренебреженииии общественными нормами и в близости к «естеству».

12. Формирование средневековой философии: синтез античной мысли и христианского вероучения. Специфика и основные этапы развития.

Философия средних веков прошла два этапа в своем развитии. Первый - период ее становления (I-IV вв. н. э.) - получил название патристики (лат. pater - отец), когда в странах Европы, переходящих от рабовладения к феодализму, работали отцы церкви, способствующие укреплению христианства. Виднейший из них - Августин Блаженный (354-430). Второй - период укрепления и развития феодализма (V-XIV вв.). Он назывался этапом схоластики (гр. scholastikos - школьный, учебный), где анализировались проблемы воспитания. Центральной фигурой этого периода был Фома Аквинский (1226-1274). Средневековая философия была продолжением философии греческой, особенно аристотелевской, но она имела и свои отличия. Во-первых, греческая философия формировалась в условиях многобожия, а средневековая опиралась на представление о едином боге (христианском, буддийском, исламском), который стоит над природой и человеком и является трансцендентальным (лат. transcendo - выхожу за пределы), т. е. выходящим за их пределы. Во-вторых, греческий дуализм (лат. dualis - двойственный) в понимании первоначала (материальное - идеальное) заменяется монизмом (греч. monos - один), когда в качестве одного, абсолютного начала признается бог. Следовательно, борьба материализма и дуализма в понимании бытия сменяется единым его толкованием - с позиции объективного идеализма. В основе средневековой философии лежали два постулата: идея творения и идея откровения. В соответствии с первой, бог создал мир из ничего в процессе творения и оно стало стержнем онтологии (учения о бытии и сущности), в соответствии со второй, бог дал людям священное писание (у христиан - библию), в котором изложил теорию познания всего сущего, т. е. гносеологию. Согласно Библии, бог сотворил небо и землю, моря и океаны, растительный и животный мир, а потом и человека (Адама и Еву) и присоединил их к бытию. Конечно, подлинным бытием является только бог. Он есть бытие, сущность, субстанция и первопричина мира, который без божественной благодати не только возникнуть, но и существовать не может. Что же касается сотворенного мира, то в нем столько бытия, сколько божественного совершенства, блага, идущего от бога.

ФИЛОН ИУДЕЙСКИЙ (Александрийский) (Philon Alexandreos) (род. ок. 25 до Р. X., Александрия - ум. 50 после Р. X.) - иудейско-эллинистический религиозный философ. Связывал догмы иудейской религии с греч. философией (Платон, стоицизм, Пифагор), специально разрабатывал учение о логосе, который он изображает то в виде высшей идеи, то в виде верховного архангела (наместника Божьего). Истинность платоновской и стоической философии заключается, согласно Филону, уже в Pentateuch. Иудейские законы - законы природы, имеющие значение для всех людей. Человека он считал интеллектуальным существом, которое связано с телом, разрывающимся между алчностью и отвращением. Задачей человека является следование логосу и уподобление Богу посредством экстаза.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 10010 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...