Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рождение современной науки и формирование естественно-научной картины мира (И. Кеплер, Г. Галилей, И. Ньютон)



Развитие естествознания не является лишь монотонным процессом количественного накопления знаний об окружающем природном мире. И если процесс простого приращения знаний (а иногда и вымыслов) был присущ для натурфилософии античности, для «преднауки» средневековья, то с XVI века характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира.
Эти переломные этапы в генезисе научного знания получили наименование научных революций. Причем революция в науке – это, как правило, не кратковременное событие, ибо коренные изменения в научных знаниях требуют определенного времени. Поэтому в любой научной революции можно хронологически выделить некоторый более или менее длительный исторический период, в течение которого она происходит.

Глобальная научная революция может происходить первоначально в одной из фундаментальных наук (или даже формировать эту науку), превращая ее затем на определенный исторический период в лидера науки. Последнее означает, что происходит своеобразная экспансия ее представлений, принципов, методов, возникших в ходе революции, на другие области знаний и на миропонимание в целом.

Первая научная революция произошла в конце XV – XVI вв., в эпоху Возрождения. Последняя характеризовалась возрождением культурных ценностей античности, расцветом искусства, утверждением идей гуманизма. Вместе с тем эпоха Возрождения отличалась существенным прогрессом науки и радикальным изменением миропонимания, которое явилось следствием появления гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника (1473 – 1543), которое он развил в своем труде “Об обращениях небесных сфер” (1543).

Одним из активных сторонников учения Коперника, поплатившегося жизнью за свои убеждения, был знаменитый итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548 – 1600). Но он пошел дальше Коперника, отрицая наличие центра Вселенной вообще и отстаивая тезис о бесконечности Вселенной. Бруно говорил о существовании во Вселенной множества тел, подобных Солнцу и окружающим его планетам. Причем многие из бесчисленных миров, считал он, обитаемы и, по сравнению с Землей, “если не больше и не лучше, то во всяком случае не меньше и не хуже”.

Инквизиция имела серьезные причины бояться распространения образа мыслей и учения Бруно. Он был арестован и казнен в 1600 г. в Риме. Однако эта бесчеловечная акция не могла остановить прогресса познаний человеком мира. На научном небосводе уже взошла звезда Галилея.

Вторая научная революция.
Трагическая гибель Джордано Бруно произошла на рубеже двух эпох: эпохи Возрождения и эпохи Нового времени. Последняя охватывает три столетия – XVII, XVIII, XIX вв. В этом трехсотлетнем периоде особую роль сыграл XVII век, ознаменовавшийся рождением современной науки, у истоков которой стояли такие выдающиеся ученые, как Галилей, Кеплер, Ньютон.

В учении Галилео Галилея (1564 – 1642) были заложены основы нового механистического естествознания. Галилей сформулировал принцип, получивший впоследствии наименование принципа инерции. Большое значение для становления механики как науки имело исследование Галилеем свободного падения тел. Он установил, что скорость свободного падения тел не зависит от их массы (как думал Аристотель), а пройденный падающим телом путь пропорционален квадрату времени падения. Галилей открыл, что траектория брошенного тела, движущегося под воздействием начального толчка и земного притяжения является параболой. Галилею принадлежит экспериментальное обнаружение весомости воздуха, открытие законов колебания маятника, немалый вклад в разработку учения о сопротивлении материалов.
С астрологическими наблюдениями Галилея, описанными им в сочинении «Звездный вестник», ознакомился и дал высокую оценку один из крупнейших математиков и астрономов Иоганн Кеплер (1571 – 1630). Эта оценка астрономических исследований Галилея содержалась в работе Кеплера «Рассуждение о «Звездном вестнике». Кеплер занимался поисками законов небесной механики и составлением звездных таблиц. На основе обобщения данных астрономических наблюдений он установил 3 закона движения планет относительно Солнца. Также Кеплер разработал теорию солнечных и лунных затмений, предложил способы их предсказания, уточнил величину расстояния между Землей и Солнцем, составил так называемые Рудольфовы таблицы. С помощью этих таблиц можно было в любой момент времени с высокой степенью точности определить положение планет. Кеплеру принадлежит также решение важных для практики стереометрических задач.
Вторая научная революция завершилась творчеством одного из величайших ученых в истории человечества, каковым был Исаак Ньютон (1643 – 1727). Его научное наследие чрезвычайно разнообразно. В него входит и создание (параллельно с Лейбницем, но независимо от него) дифференциального и интегрального исчисления, и открытие трех основных законов движения, которые легли в основу механики. Данная система законов движения была дополнена открытым Ньютоном законом всемирного тяготения, согласно которому все тела, независимо от их свойств и от свойств среды, в которой они находятся, испытывают взаимное притяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно пропорциональное квадрату расстояния между ними.
Вплоть до конца XIX в. на базе классической механики Галилея – Ньютона развивались все естественные науки. Затем вслед за механикой теоретическим науками стали химия, термодинамика, учение об электричестве.

17. Становление научного метода познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон и Р. Декарт).

Наука в современном смысле слова возникает в XV веке. Познавательная деятельность будет полностью отождествляться с наукой и только в XX веке в этой позиции усомнятся. Человек стремится к освоению, очеловечиванию и даже покорению мира. В этом проявляется его антропоцентрическая позиция. Человек пытается сделать мир «своим», преодолеть его чуждость. Познание – это одна из форм освоения мира, непознанное пугает.

На основе науки возникает техническая цивилизация, т.е. сфера совершенно практического преобразования мира. Возникает искусственный мир, который станет самодостаточным; этот мир создан человеком и мир цивилизации заслонит собой мир природы, т.е. греческий космос. Переживание и осмысление мира как космоса, как творение Бога, будет утрачено. Будет утрачена непосредственность этого переживания.

Ключевой сферой новоевропейской культуры является наука, а потому философия теперь будет определять себя относительно науки, как в средние века – относительно богословия. Но если относительно богословия философия определила себя сама как служанка, то относительно науки - как царица. Автономно философия была только в Греции. Определив себя, как царица, философия, тем не менее, пытается определить свои задачи на пользу науке. Свою роль для науки философия видит в разработке метода, а метод с греч. «путь». Именно философия должна определить наилучшие пути, направления и способ философского исследования.

Рационализм – традиционный метод философского знания, созданный греческими мыслителями; это путь абсолютного доверия разуму. Он – гарант знания. Только в Новое время возникает эмпиризм, т.е. опытный метод исследования, доверие к опыту как основанию истинного знания (по Бекону). В связи с этим возникает сенсуализм, направление в теории познания, утверждающее значимость чувственных восприятий для истинного знания. Рационализм Нового времени развивается в полемике и с эмпиризмом, и с сенсуализмом.

Рационализм Нового времени разработан в учении Декарта.

Декарт

Прежняя наука выглядит так, как древний город с его внеплановыми постройками, новая наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода. Этот метод и создает Декарт, убежденный в том, что он сделает людей «хозяевами и господами природы».

Декарту принадлежит идея создания единого научного метода – «универсальной математики», который может обеспечить человеку господство над природой.

Декарт согласен с Бэконом в том, что господство над природой – это конечная цель научного познания.

В отличие от Бэкона Декарт обращался не к опыту, а к разуму, он подчеркивает значение рационального начала в познании, поскольку лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание.

Метод в понимании Декарта должен превратить познание в организованную деятельность. Научное знание - это создание всеобщей понятийной сетки. Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы, т.к. само понятие природы Декарт преобразовал, оставив в нем только те свойства, которые составляют предмет математики: протяжение (величину), фигуру и движение.

Принцип Декарта: все необходимо подвергать сомнению.

Правила метода:

1. любая истина должна быть простой, очевидной;

2. анализ (с древнегреческого – расчленение);

3. от простого к сложному.

Бэкон считает задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки.

Цель научного познания – принесение пользы человеческому роду.

Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. В качестве идеала он выдвинул «естественную» философию, которая основывается на опытном знании.

Наука – это средство для познания причинной связи природных явлений для блага людей. Бэкон провел классификацию наук (в основе память, воображение, разум человека). Таким образом, главными науками Бэкон считал историю, поэзию и философию.

Высшая задача философов – верховенство над природой и усовершенствование человеческой жизни.

Бэкон: «Знание – сила».

Он ориентирует науку на поиск своих открытий не в книгах, а в поле, в мастерской.

Для того чтобы овладеть природой, необходимо изменить научные методы исследования. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, т.е. должны двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Это индуктивный метод.

Существует метод полной индукции, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство. Но гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений. Пытаясь сделать метод неполной индукции более строгим и тем самым создать «истинную индукцию», Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его.

Важное значение имеют именно исключения. Должны быть собраны, по возможности все случаи, где присутствует данное явление, а затем все, где оно отсутствует. Если удастся найти какой-либо признак, который всегда сопровождает данное явление и который отсутствует, когда этого явления нет, то этот признак можно считать «формой».

18. Гуманистические идеалы Просвещения: истоки правовой идеологии. Концепции общественного договора (Д. Локк, Т. Гоббс – по выбору).

Джон Локк опубликовал работу Два трактата о государственном правлении, изложив свои социально-политические взгляды. Она классическим трудом в истории политической мысли. В этой книге Локк выдвинул концепцию общественного договора. Локк считал состоянием «войны против всех» состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. «Естественное состояние – это состояние полной свободы в отношении действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не спрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли». Однако он полагал, что главное естественное право людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Чтобы избежать состояния войны (когда уже нет иного прибежища, кроме неба, и когда уже исчезают все различия и не существует никакой власти, которая вынесла бы решения относительно спорящих), согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Единственным истинным основанием власти суверена является согласие народа. Народ может отказаться выполнять требование правительства.. Законодательная власть не является абсолютно деспотичной в отношении жизни и достояния народа, она не может брат на себя право повелевать посредством деспотических указов, не может лишить человека какой-либо части его собственности без его согласия и законодательный орган не может передать право издавать законы в чьи-то другие руки. Тот кто пытается полностью подчинить другого человека своей власти, тем самым вовлекает себя в состояние войны с ним. Ведь цель закона – защищать невинного и восстанавливать справедливость посредством беспристрастного применения закона ко всем, на кого он распространяется. Народ властен заново обеспечить свою безопасность с помощью нового законодательного органа...является лучшей гарантией от восстания и наиболее вероятным способом воспрепятствовать ему.

Философия Локка оказала сильное воздействие на все последующее развитие англосаксонской философской традиции (включая развитие аналитической философии в 20 в.), на становление идей западноевропейского Просвещения, в частности, деизма.

XVIII век вошел в историю как век Просвещения. Унаследованная от Локка и Лейбница идея перестройки жизни на разумных основаниях была подхвачена рядом мыслителей Англии, Германии, Франции и других европейских стран. Особое внимание следовало уделять правителям – приобщать их к новейшим достижениям науки и философии. На знамени просветителей написаны два главных лозунга –наука и прогресс. Именно просвещенные монархи осуществят внедрение разума в повседневную жизнь своих государств. Разум, освобожденный не только от религиозно-мировоззренческих предпосылок, но и от «сверхопытных» - метафизических – гипотез признавался единственным и высшим судьей всего существующего, призванным отделить полезное для человека от вредного. Общее своим взглядам просветители всех стран нашли в учении Локка. На основе его учений закладывается основы материалистического понимания человеческой психики. Джозеф Пристли в социологии защищал право на восстание, если правители попирают естественные права человека. Особенно ярко дух Просвещения проявил себя во Франции, где мыслители-просветители идеологически подготовили революцию. Виднейший представитель французского просвещения Ф.Вольтер приходит к пониманию философии, как великого понимания разума в борьбе против неразумного, отживающего в устройстве общества.

Просвещение представляет собой далеко не однородное явление: оно имеет свои особенности в Англии, Франции, Германии и России. Умонастроение просветителей меняется во времени: они различна в первой половине века и в его конце.

19. Теория познания И. Канта: анализ основных познавательных способностей человека.

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Именно с него занялась заря философии Новейшего времени. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей — "вещи в себе": абсолютное познание их невозможно. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны, т.е. не особая, самостоятельная реальность. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия. Категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Кант ввел идею и термин "синтетическая сила суждения", позволяющая нам осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта. Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений. Трансцендентальная философия — это, по Канту, не теория "врожденных идей",поскольку в таком случае они были бы лишены познавательной силы. Человек, приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Кант различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и категорий. Оба эти источника позволяют воображению и мышлению осуществлять постижение сущего. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2251 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...