Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия и религия, знание и вера



Религия – мировосприятие. одушевленное верой в Бога. Это не только вера или совокупность взглядов, религия – это также чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения.

В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Религиозные представления, как известно, выражаются в учении о Боге, о Божественном творении мира, о «бессмертии души», о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять и т.д. Эти фундаментальные религиозные идеи по своему характеру сходны с философскими. Но они в рамках религии не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. Философия же стремится аргументировать все свои утверждения. С помощью логических рассуждений она развивает теоретические системы идей и при этом постоянно подвергает критике свои собственные выводы. Религия авторитарна, она навязывает человеческому разуму определенные "сверхразумные" догматы. Философия автономна, в ней разум не подчиняется никакому давлению и все решения принимает сам. Однако религия тесно сближается с философией, как только ставится задача доказательства бытия Божия, рационального обоснования религиозных догматов. Постановка такой задачи ведет к образованию особого философского направления - религиозной философии (теологии, теоретического богословия). Решение этой задачи есть уже дело не религии самой по себе, а религиозной философии, строящей теоретическую систему оснований, на которые опирается религиозное учение. Следовательно, верующий обращается к философии, когда старается обосновать свою веру. Но религиозное учение от этого не превращается в философское: философским оказывается не оно само, а его обоснование. Таким образом, философия и религия могут вступать в контакт. Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией. Но, разумеется, существует и множество философских учений, несовместимых с религией. Философы могут быть как верующими, так и атеистами. В религии: вера, авторитарность мышления. В философии - аргументация, автономность мышлении.

В первые века своего существования христианская культура обостренно осознает свою новизну, стремиться очиститься от всего языческого. Философию создали греки-язычники.

Допустимо ли брать наследие языческого мира?

Сама Библия дозволяет брать лучшее, а значит нетленное из наследия любых культур. В христианской культуре возникает проблема отношения к язычникам. А можно ли вообще сводить ключевой смысл философии к язычеству?

С самого начала греческая мысль стремится отыскать единое начало. В классике истина понимается как реальность сверхчувственного (Платон – об идее блага, Аристотель – об идее о перводвигателе). У Платона идея блага – источник правильности мира. Все это позволяет оценить греческую философию как «рациональное введение к истинам христианства» (Климент). Главное противоречие здесь в том, что философия – это всегда интеллектуальное занятие. Религия – это, прежде всего, живой опыт, это жизнь в согласии с Богом. Позже возникнут богословские труды как интеллектуальная защита истин христианского вероучения. В христианском понимании вся природа человека задета грехом (не только тело, но и разум). Задетый грехом разум очень опасен. В христианской мысли возникает недоверие к разуму, критика разума. Конечно, задетый грехом разум очень опасен, но одновременно разум от Бога. Разум и опасен и силен одновременно. Надо очистить разум от греха, средство очищения – истинная вера. Вера – признание чего либо истинным, в том числе без предварительной фактической или логической проверки, она не нуждается в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий. Эквивалентом знания может считаться философия. Существует мнение, что вера – это прежде всего религиозная вера и не имеет ничего общего со знанием, поскольку вера и знание относятся к дополняющим друг друга, но не сопоставимым сторонам действительности. Проблема соединения веры и знания, богословия и науки занимает влиятельное место в одном из направлений современной философии – неотомизме, представители которого стремились объединить в едином синтезе веру и разум.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1169 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...