Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия и наука, предельный (пограничный) и открытый характер философской проблематики



Непосредственной целью науки является описание. объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философию объединяет с наукой стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов. Первую попытку обрисовать круг задач философии в свое время предпринял Аристотель. Он определил философию как учение о первопричинах, первопрнципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Такая ситуация сохранилась в течение многих веков.

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и вненаучного знания.

1) По моему мнению, нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции истории, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения "науки логики".

Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Бруно. Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет научный характер.

2) Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня - выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии.

Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX - начале XX вв. на развитие философского знания.

Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так или иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания.

3) Философия и вненаучное знание. При этом вненаучное знание мы разделим, с известной долей условности, на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, и паранауку (антинауку, псевдонауку, "альтернативную науку"), куда входят такие "науки", как астрология, оккультные "науки". магия, колдовство и т.д.

Говоря о соотношении философии и "заблуждающегося разума", следует, на мой взгляд, рассматривать последний в качестве момента развития научного знания и философии. Причем с исторической точки зрения этот момент является необходимым в силу самого характера процесса познания, и он свойствен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Отношение философии и паранауки. Отметим, что некоторые авторы, особенно это касается представителей и приверженцев концепции "постмодернизма", призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т.д.. лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество и индивидов. Они полагают, что статус научного миропонимания в современном обществе не выше, чем любого функционального мифа, и выступают, по существу, за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведет к интеллектуальному анархизму. Более того, при таком подходе научного сообщества к псевдонауке, который ширится в современном мире, мы можем уже достаточно скоро оказаться свидетелями победы суеверия над научным мировоззрением.

Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества и индивида. Это потому, что паранаука действительно выполняет некоторую психо- и интеллектуально-терапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. Ведь в трудную минуту всегда легче обратиться к Богу, астрологу, колдуну и т.д., чем к разуму и научному мировоззрению, ибо упование на трансцендентные силы связано лишь с верой и ожиданием свыше какого-то блага. А это освобождает индивида от необходимости делать свой собственный, порой трудный, выбор и от ответственности за положение дел и сравнительно легко обеспечивают душевный комфорт. Между тем строгие научные выводы, обращенные к разуму и совести личности, мало кому приносят счастье и душевное спокойствие, ибо возлагают ответственность за поступки на самого человека.

Что же касается рационалистической и научной философии, то ее статус, общекультурное значение и просветительская функция несовместимы с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно обрушиваются на голову современного человека. Это требует от представителей данной философии более активного распространения научного миропонимания. И дело тут не в каких-то мировоззренческих амбициях, а в том, что игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки. Примерами тут могут служить и инквизиция, и религиозный фанатизм, и фундаментализм, и фашизм и т.д. Поэтому современное научное и культурно-интеллектуальное сообщество не должно смотреть на засилье псевдонауки со снисходительной усмешкой, ибо оно в таком случае улыбается своей собственной нравственной ущербности.

Итак, философия и наука тесно связаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Философия – отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

8. Становление древнегреческой философии: от натурфилософии до Сократа.

Древнегреческая философия — это одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности.

Периодизация:

- Период архаики (до VI в. до н. э.);

- Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.);

- Философия Эллинизма;

- Ранний эллинистический период (кон. IV—I вв. до н. э.);

- Поздний эллинистический период (кон. I в. до н. э.-VI в.).

Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом Греции. Он - представитель ионийской школы натурфилософии, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др. Они искали объяснения природы. Их учения не систематизированы, до нас дошли в виде афоризмов. Анаксимандр был учеником родоначальника этой школы – Фалеса, Анаксимен – ученик Анаксимандра. Они из Милета. К этому же периоду относится и одиночник – Гераклит (из Эфеса). Общие черты ионийской школы: 1) поиск архэ (первоначало) (Фалес – все произошло из воды, Анаксимандр – первоначало – неделимая частица – апейрон, Анаксимен – из воздуха, Гераклит – из огня); 2) панта рей (все течет, все изменяется); 3) диалектика (наука о развитии общества); 4) сенсуализм (чувственное восприятие).

За ней следует школа элеатов (элейская школа или италийская), занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). Основатели – Парменид и Зенон. К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Парменид: «Бытие есть, а небытия нет». Они считали, что все статично, не изменяется. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400—365 до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в.до Р. X.).

К досократикам можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик). «София» - мудрость. Основатели – Протагор. Горгий. «Софисты» совершили антропологический переворот в философии. Произошел переворот от проблем бытия и природы к человеку. Основная идея: релятивизм (относительность). Нет ничего вечного. Протагор: «Человек – есть мера всех вещей». Сократ – ученик софистов. К методам Сократа относятся: 1) ирония («Я знаю, что ничего не знаю»); 2) диалектика (беседа). Он не писал книг, все его труды были записаны Платоном; 3) индукция (переход от частного к общему). Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями.

9. Афинская школа: возникновение основных традиций философского мышления (Сократ, Платон, Аристотель).

«Афинская школа» взрастила великих мыслителей: Сократа, Платона и Аристотеля.

Взгляды Сократа дошли до нас в изложениях его учеников. Главным предметом речей и бесед Сократа были вопросы этики— вопросы о том, как следует жить. Сократ всей своей жизнью преподал лич­ный урок не только своим ученикам, но и последующим поко­лениям. Жизненные принципы Сократа актуальны и в настоящее время. Доброта, бескорыстие, любовь и дружба, - вот нравственные ценности этого философа. Сократ был убежден в том, что существуют объективные нравственные ценности, отступать от которых нельзя и принял смерть с полным сознанием своей правоты. Сократ стремился найти и дать точное определение ос­новным понятиям нравственности, выяснить их сущность. Сократ разработал концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения ее истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в про­цессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повиваль­ным искусством, помогающим рождению истины.

Философская система Платона— логи­ческое продолжение развития идей не только сократовской, но и досократовской философии. Однако истоки филосо­фии Платона невозможно понять вне контекста трагедии его жизни, а именно казни Сократа. Обычный мир существует, но всегда, по Платону, неистинным образом. Помимо чувственного мира существует и другой мир — мир чистых сущностей. Для обозначе­ния этих сущностей Платон использовал слово «идея», которое обозначало внешний вид, образ, форму, качество, или слово «эйдос», что означало — «вижу, созер­цаю», и имело те же значения, что и слово «идея». Идея – идеальная, нематериальная сущность. Сущность – это то, что всегда существует, но никогда не становится. Явление – это то, что всегда становится, но никогда не существует. Идея – первичное бытие. Мир вещей вторичен по отношению к нему. Вещь существует благодаря своей причастности идее. Идея – это то, чему стремятся уподобиться вещи. Идеи Платона существовали в занебесной области, которая была философским символом истинного бытия: «Занебесную область… занимает бес­цветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подлинно сущест­вующая, зримая лишь кормчему души — уму». Мир идей представляет собой царство благих сущностей. Платон противопоставил идеаль­ный мир чувственному миру не только как сущность — явле­нию, но и как благо — злу. Идея Блага (центральная идея всего философского наследия Платона) – это источник истины, суть гармонии и кра­соты, которые удовлетворяют всем требованиям высочайшей добродете­ли. Идея Блага – самая общая и самая «лучшая» идея. У Платона в его иерархии идей существует идея единого: единое тождественно Благу, Богу. Идея Блага у Платона подобна Солнцу. То, что в чувственном мире Солнце, в идеальном мире — идея Блага. Мир вещей – это кажущееся бытие. Антиподом бытия у Платона является мир небытия, где властвует не идея, а материя, некая хаотичность, которая способна принимать любые формы и становиться оформ­ленной материей. Материя – некая пассивная, аморфная субстанция, могущая принимать любую форму. Бытие по Платону: вечно, неизменимо, неделимо, недоступно чувственному восприятию, множественно. Бытие – это совокупность всех возможных идей. Душа человека состоит из трех частей: разумная (Основа такой добродетели, как мудрость), пылкая (мужество), вожделеющая (умеренность и благоразумие).

Платон пытался воплотить в жизнь истинную добродетель, он разрабатывая проект идеального государства, возглавлять которое должны философы. Жизнь в таком государстве строго регламентирова­на, права и обязанности каждого гражданина и каждого сословия опре­делены законами, частное подчинено общественному. В госу­дарстве Платона высшей целью выступала забота о благе граж­дан, благо понималось как воплощение идей спра­ведливости и разума. Платон выделил четыре типа несправедливого государствен­ного устройства: тимократию (власть военного сословия, или честолюбцев); олигархию (власть богатых); демократию(власть толпы); тиранию(власть тирана). Все эти формы устройства государства были для Платона неприемлимыми. Платон является родоначальником объективного идеализма. Объективный идеализм – учение, полагающее первоначалом и первопричиной всего существующего идеальную субстанцию.

Аристотель (384-322 г. до н.э.) учился в академии у Платона 20 лет. Его пригласили преподавать при дворе, он был учителем Македонского. Аристотель критиковал Платона. Он считал, что вещь является тем, чем является. Сущность – не идея, а сама вещь. Сущность отвечает на вопрос «Что есть вещь?». Любая сущность – сочетание формы и материи. Форма – активное начало мира, жизни и деятельности. Материя – пассивное. Низшее сущности – то, что состоит из материи и формы. Высшие сущности – это чистые формы. идеи о веща. это абстрактная суть вещи. Аристотель первым из античных мыслителей понял отличие философского знания от научного. Он выделяет пер­вую философию, как науку о первых началах и при­чинах, и вторую философию, предметом изучения которой является приро­да. Предмет первой философии, получивший название «метафизика», не природа, а то, что существует сверх нее — сверхчувственные вечные сущности, которые постигаются умозрением. Именно метафизика и была в понимании Аристотеля философи­ей, тогда как физика, или учение о природе, тоже была философией, но второй. Центральное место первой философии занимали проблемы бытия. Ари­стотель выделил четыре первоначала всего существующего: 1) материальная (из чего состоит вещь); 2) формальная (обусловливает «суть бытия» или ее первую сущ­ность, то, без чего вещи не существует); 3) движущая (наличие самодвижущей причины, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи); 4) целевая (это стремление к своему благу). Пример: серебряная чаша (1)серебро; 2) чашность; 3) мастер, изготовивший чашу; 4) для чего существует вещь).

Nus – разум – некий предводитель, который запускает весь мир. Абсолютный разум -наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себя. Философское учение о высшем бытии выступает как теоло­гия. Бог Аристотеля не личный бог позднейших религиозных учений, это безлично­стный божественный Ум, пребывающий в постоянной деятель­ности. Мысль бога — мысль не о мире, а о самом наивыс­шем, что есть в мире, т.е.о собственном мышлении: мысль о мысли. Люди должны любить Бога, а он не обязан.

В отличие от Платона Аристотель не разрабатывает идеал государственного устройства, он анализирует существующие политические формы прав­ления и пытается понять, какие из них наилучшим образом способствуют достижению цели — благой жизни. Заслуга Аристотеля заключается в том, что он систе­матизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией, заложил основы многих направлений научного знания. Он первый из античных ученых создал систематиче­скую науку о природе — физику, заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 634 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...