Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема сущности мира. Ограниченность донаучных пониманий сущности мира материализмом и идеализмом. Способ ее научного определения. Понятие объективной реальности



Проблема сущности

Фактически она лежит в основании всей проблематики мировоззрения, т.к. все мировоззренческие вопросы упираются именно в проблему сущности мира.

Начиная с поиска первоосновы, философия так или иначе разрабатывала проблему сущности мира. Классическая философия (кроме агностицизма) всегда видела своей главной задачей поиск ответа на вопрос о мировой сущности. В 19 в. возник новый взгляд в неклассических течениях, в частности, в позитивизме (Огюст Конт). По Конту, философия ничего не может утверждать о сущности мира, мир недоступен знанию, и сущность не может быть доказана. Причём проблема сущности недоступна решению даже в частных науках.

Исторически, как известно, сложились две линии - материалистическая и идеалистическая.

Прежде чем обсуждать проблему сущности, нужно выдвинуть теоретические условия, которым должна отвечать сущность мира. В своём развитии философия сначала обнаружила требования к этому понятию, а уже потом дала само понятие:

Требования следующие:

‪1.Сущностью мира должно быть нечто всеобщее.

‪2.Поскольку мир, как всё существующее, вместе взятое, не возникает, то и сущностью должно быть нечто вечное, невозникающее.

‪3.Сущность должна быть тем, что объясняет видимое многобразие, видимый мир. В поисках сущности философы ищут объяснение многообразию в наблюдемом мире, и потому сущность должна иметь внутреннее разнообразие, богатство, содержание.

‪4.Сущность - это нечто, из чего может быть объяснено наблюдаемое в мире движение. Значит, сама сущность должна быть способна к внутреннему движению и активности.

‪5.Последнее требование - своего рода объединение предыдущих. Сущностью мира должно быть субстанциональное начало. Мир как все сущее, вместе взятое - это нечто, содержащее в себе все причины своего существования. Есть что-то, делающее мир самодостаточным.

Полезно сделать табличку, в которой изобразить соответствие сущности этим требованиям в разных течениях.

Например:

  элеатское бытие Бог в теоцентризме   Природа во фр.материализме Объективная реальность в научной философии (см. ниже)
Всеобщее + + - +
Не возникающее + + + +
Богатое содержание - + + +
Внутренее движение - - + +
Субстанциональное начало - - - +

Способ научного определения сущности мира

Первое условие, как видно - всеобщность. Определение всеобщего можно попытататься дать индуктивно (в духе Бэкона), исходя из сходства предметов, перебирая их и ища общее. Но такой подход, по-видимому, невозможен, так как невозможно перебрать все богатство видимого мира. Также индуктивный способ приводит к бедности содержания всеобщего.

Сущность - то, что принадлежит бесконечному миру, так что можно определить сущность, как нечто бесконечное.Но здесть возникают трудности, связанные с тем, что бесконечность сама по себе - это понятие, которое самого себя не выдерживает. ∞ может быть определена через конечное, как отрицание конечного. Но конечное ограничено от другого конечного, имеет определённость. Потому отрицание конечного равнозначно отрицаю определённости, и ставя ∞ в сущности мира, мы вносим в него неопределённость, которая не позволяет вывести разнообразия и упорядочение. Стоит заметить, что в науке ∞ всегда выступает как присущее чему-то определённому, например - сумма числового ряда и т.п.

Способ определения ∞ найден в научной философии. Традицинный способ определения понятий - через род и видовые отличия (сначала относим определяемое к общему - роду, а потом уточняем). К примеру, тигр может быть определён как хищник, а потом уже нужно указать, чем он отличается от других хищников.

Общее родовое понятие обычно является очень содержательным, остаётся только отличия указать и получим вполне чёткое определение. Но если мы пытаемся определить мир таким способом, то надо искать некое более общее понятие, под которое можно подвести мир. Но такое более общее понятие оказывается совсем бессодержательным, а всё содержание перейдёт в видовые отличия.

Здесь появляется проблема - мир, в котором есть его сущность, нужно отличить от чего-то, что не является сущностью. Но это отличие должно находиться в самом мире, т.к. кроме мира, в распоряжении у нас ничего больше нет. Формально, мир можно отличить от чего угодно, что в нём находится. Но тогда возникнет коллосальная трудность - в этом отличии будет опять находиться бесконечность (скажем, если пытается отличать мир от электрона, то мир по сравнению с электроном бесконечен).

Возможно, в мире находится нечто, что сопоставимо по содержанию с сами миром, но не является сущностью и не является самим миром. В таком случае "вычитание" из мира того, что не является его сущностью, но имеет сопоставимое с миром богатое содержание, даёт в остатке признак, характеризующий сущность.

Так вот, в мире есть реальность, сопоставимая по потенциальному богатству с ним самим - это сознание. Мы считаем, что сознание - не сущность мира, т.к. мир материален в основе. И сознание столь же богато, как и сам мир, вследствие его познаваемости.

Так чем же отличается мир от сознания?

В отличии от сознания, мир существует всегда, может существовать без сознания и не нуждается в нём. Значит, мир принципиально отличается тем, что существует до сознания, вне сознания и независимо от сознания.

Это и является кратким, хотя и далеко не исчерпывающим, определением сущности мира, своего рода "адрес" сущности мира, в том смысле, что искать надо здесь.

Такое определение представляет собой решение ОВФ (как вопроса о первичности), является определением материи. Материя существует до, вне, независимо от сознания. Сознание неспособно к этому.

Такая логика приводит к всеобщности материи (см. табличку). Материя - уже не природа, а объективная реальность, живущая по своим законам.

Здесь удалось решить проблему донаучного понимания материи. Все донаучные представления совершали существенную ошибку, подменяя всеобщее особенным, в результате чего материализм становился незаконченным, нераспространимым на общество. Такой матераилизм очень уязвим по отношению к открытиям в самом естествознании (см. "Революция и кризис физики конца 19 в.").

Как мы должны помнить помним, революция в физике того времени выразилась в открытии субатомного уровня материи - рентгеновское излучение, радиоактивный распад, электрон и т.п.

Материя же понималась в то время как атомы, непроницаемые и неделимые, которые имеют в качестве атрибутов неизменную массу. Эта материя отождествлялась с атомами химических элементов, и казалось, что материя находится "в руках физики". Но открытие электрона, деления атома показало, что материя сотворима и уничтожима, потому не может быть сущностью мира (нарушение второго требования в табличке).

Из-за этого возникает кризис материализма. Некоторые философы и физики тех лет начали говорить о том, что физика подтвердила существование бога. Но если исходить из понимания материи как объективной реальности, то открытия деления атомов, электрона лишь подтверждают точку зрения научной философии, т.к. только показывают нам новый уровень организации объективной реальности.

Материя в таком понимании распространима и на общественное. В конечном счете она является причиной процессов в обществе, так как не сознание, а материальные отношения и состояние труда определяют эти процессы.

Суммируя все вышеизложенные результаты, можно сказать, что это общее определение объективной реальности.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1422 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...