Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конкретно-научные предпосылки возникновения диалектического материализма



Научная философия — диалектический и исторический мате­риализм —была подготовлена также развитием частных наук Энгельс особо отмечал при этом роль, которую сыграли в возникновении науч­ной философии естественные науки

Естествознание проходит в своем развитии два крупных этапа Первый (со второй половины XV в до конца XVIII в) связан со сбо­ром и первичной систематизацией фактического материала Он харак­теризовался преобладанием анализа, разложения целого на части,мысленной остановкой процессов движения и привел к появлению метафизического метода. Второй этап в развитии естествознания начи­нается с тем движением, которое вызвала гипотеза Канта — Лапласа Он характеризуется тенденцией к глубокой систематизации и обобще­нию и может быть назван, в отличие от первого, собирательного, эта­па, систематизирующим В XIX в дух систематизации особенно явно выразился в трех великих естественнонаучных открытиях закона со­хранения и превращения энергии, клеточного строения живого, эволюционнюй теории. Философское значение этих открытий было рас­крыто Энгельсом

Открытие в 1842—1845 гг Робертом Майером (и независимо от него Гровом и Джоулем) закона сохранения и превращения энергии свидетельствовало о том, что в неорганической природе происходят процессы превращения форм движения, при которых энергия, как ме­ра физического движения, не исчезает и не возникает заново, а лишь переходит из одной формы в другую Открытие этого абсолютного, по оценке Энгельса, закона природы свидетельствовало о диалектичес­ком характере природы и ее несотворимости и неразрушимости, т.е. материальности

В 30-е гг XIX в М Я Шлейден и Т Шванн создали клеточную теорию строения животных и растений. Если прежде биология рассма­тривала растительный и животный миры как два изолированных царс­тва живого, то открытие клетки говорило о едином плане строения жи­вой природы, ее диалектическом единстве

Эволюционная теория Ч Дарвина, исходные положения кото­рой были опубликованы в конце 30 - начале 40-х п, а зрелый вариант в труде “Происхождение видов” (1859), основывалась на понятиях наслдственнрсти, изменчивости и естественного отбора Теория Дар­вина впервые научно доказала, что живая природа находится в про­цессе развития от простых форм живого к сложным, включая челове­ка Теория Дарвина,—писал Маркс,— “дает естесгвенноисторическую основу нашим взглядам”

Заметим, однако, что Маркс не считал теорию Дарвина исчер­пывающей теорией эволюции Эта весьма проницательная оценка дар­винизма долгое время не была понята биологами и философами и по­лучила свое подтверждение лишь в последние десятилетия

Три великих естественнонаучных открытия послужили выраже­нием диалектизирующегося характера естествознания середины XIX в, который сделал возможным появление научного материализма, включившего в себя диалектику Необходимо заметить, что роль есте­ствознания этого периода отнюдь не сводится только к обусловливанию диалектического способа мышления. В естествознании середины прошлого века возникают по существу первые обобщающие научные концепции в ряде определяющих отраслей науки - физике, химии, биологии, что делает возможным и необходимым появление научного материализма

Зрелый характер науки XIX в. выразился также в ряде других великих открытий. Одним из них несомненно является Периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым (1869) и составленная на этой основе Периодическая система элемен­тов, которые представили химический мир в виде единого и законо­мерного целого.

Весьма важным открытием явилась неевклидова геометрия, со­зданная, в ее различных вариантах, Н. Лобачевским (1826), Я. Больяи (1882), К. Гауссом и Б. Риманом (1854). Неевклидова геометрия свиде­тельствовала о глубокой зависимости пространства от материального мира, содержала огромный революционный философский потенциал, который был выявлен только в XX в.

Крупный теоретический потенциал содержался также в откры­тии существования классов (историками периода Реставрации) и тру­довой теории стоимости (У. Пегги, А. Смит, Д. Рикардо), которая впервые выявила главный материальный фактор общественной жизни - материальный труд.

Как развивается Будучи адекватной науке, открытой для
научная философия? всех революционных достижений, марксистская философия должна интенсивно развиваться под влиянием ускоренной эволюции современной на­
уки, современной научно-технической революции. Однако здесь мы
опять сталкиваемся со сформулированным ранее парадоксом научной
философии. Каким образом может развиваться действительно научная
философия, если ее научность заключается именно в том, что она уже
дала окончательное, не подлежащее пересмотру, решение важнейших
вопросов философии? В решении проблемы как развивается научная
философия можно сделать три последовательных шага.

Первый шаг был сделан Энгельсом, согласно которому научная философия будет менять свою форму, или вид, с каждым крупным от­крытием в естествознании и науке об обществе. “С каждым составля­ющим эпоху открытием даже в естественноисторической области, — писал Энгельс,— материализм неизбежно должен изменять свою фор­му. А с тех пор, как и истории было дано материалистическое объясне­ние, здесь также открывается новый путь для развития материализма”.

Хотя научный материализм был создан и обоснован уже в 40-х гг. прошлого века, он превращается из гипотезы в окончательно дока­занную концепцию после создания “Капитала” Маркса. Революция в физике на рубеже веков потребовала серьезного изменения формы диалектического и исторического материализма, которое было осуще­ствлено Лениным. Опираясь на данные новейшей революции в естес­твознании, Ленин поставил задачу подвергнуть ревизии форму матери­ализма Энгельса, включая его натурфилософские взгляды. Такая реви­зия и была проведена Лениным.

Современное естествознание и социальные науки дали новый материал, связанный с несравненно более радикальными открытиями науки, чем те, которые были обобщены Лениным в “Материализме и эмпириокритицизме” — квантовой механикой, теорией относительности, современной неевклидовой геометрией, топологией, математичес­кой логикой, новыми концепциями химии, современной теорией эво­люции, генетикой, кибернетикой и др.. Уникальный материал для пере­смотра многих социологических взглядов дал кризис прежней модели социализма, обусловивший поиск современной модели социализма. Весьма существенны изменения, происшедшие в современном капита­лизме, которые подтвердили основную логику “Капитала” Маркса, предсказанное Марксом основное направление развития капитализма, но заставляют пересмотреть ряд классических представлений марксиз­ма. Современная научно-техническая революция и глубокие социаль­ные изменения сделали необходимым появление новой формы мате­риализма, которая, по нашему мнению, постепенно складывается в со­ветской философской науке. Формирование новой формы марксистс­кого материализма было сильно задержано условиями культа лично­сти и общественного застоя.

Идея изменения формы материализма оставляла открытым во­прос о том, что происходит при этом с существом научного матери­ализма, или, во всяком случае, не давала прямого ответа на этот во­прос. Поэтому Ленин делает второй шаг, отмечая, что ревизия формы материализма “не только не заключает в себе ничего “ревизионистс­кого” в установившемся смысле слова, а, напротив, необходимо тре­буется марксизмом. Махистам мы ставим в упрек отнюдь не такой пе­ресмотр, а их чисто ревизионистский прием — изменять сути матери­ализма под видом критики формы его, перенимать основные положе­ния реакционной буржуазной философии...”.

Изменение формы научного материализма, по мысли Ленина, означает сохранение существа марксистской философской концепции. Однако это решение также не является исчерпывающим и должно быть развито далее, ибо возникает вопрос, как следует понимать со­хранение сути марксистской философии-при изменении ее формы: означает ли это неизменность сущности научного материализма или же развитие научной философии заключается также в глубоком изме­нении ее сущности, ее основного концептуального содержания.

Хотя Ленин специально не рассматривал этот вопрос, его фак­тическая теоретическая позиция не оставляет никаких сомнений: сущ­ность диалектического материализма не является абсолютно поко­ящейся и неизменной. Однако способ развития этой сущности Ленин не исследовал. Этот вопрос предстояло решить советским философам. Развитие естественных, социальных и технических наук, социальной практики и самой марксистско-ленинской философии дает для этого богатейший материал. Однако проблема как развивается сущность марксистской философской концепции почти не разрабатывалась в со­ветской философской науке. В некоторых случаях это привело к появ­лению представлений, пока еще неясных, о гипотетическом и преходя­щем характере диалектического материализма. Серьезная недооценка фундаментальных проблем в советской философской науке, как уже отмечалось, не может не привести к определенным теоретическим потерям, к недооценке неисчерпаемого творческого потенциала научной философии.

Делая третий шаг в решении вопроса о способе развития мар­ксистской философии, необходимо прежде всего учесть специфику философского знания как мировоззрения, предельного взгляда на мир в целом, отличие мировоззрения, как науки о всеобщем, от частных наук. Тривиальный (и, к сожалению, очень распространенный) подход к выяснению способа развития философского знания заключается в фактическом отождествлении способа развития философии со спосо­бом развития частных наук. Некоторые полагают, что развитие фило­софии заключается в бесконечной смене одной концепции мира дру­гой. С этой точки зрения диалектико-материалистические утвержде­ния о материальности мира, его развитии на основе противоречий, из­вестных диалектических законах, необходимости и случайности и т. д. должны будут рано или поздно устареть и будут заменены принципи­ально иными, альтернативными положениями, снимающими утвер­ждения о материальности, развитии и т. д.

Необходимо различать два способа развития науки. Способом развития частных наук, предметом которых является особенное, част­ное, служит движение от единичного к общему в пределах соответс­твующей частной области исследования (физики, химии и т. д.). При этом наука переходит от первоначальных узких концепций ко все бо­лее широким и обобщающим. Классическим примером такого разви­тия является эволюция физики от механики Ньютона, с ее представле­ниями о неизменных и абсолютных пространстве и времени, к теории относительности Эйнштейна, в которой пространство и время рассма­триваются как взаимосвязанные, относительные, изменяющиеся в за­висимости от свойств физической материи — движения и тяготения. При этом теория Эйнштейна включила в себя теорию Ньютона как свой частный или “предельный” случай. Такой способ развития мож­но назвать концептуальной сменой, переходом от одних концепций к другим, характеризующимся новыми принципами, понятиями, логикой.

Философия как наука о всеобщем в мире и его познании разви­вается по способу концептуальной смены только до появления науч­ного материализма, ибо действительная сущность мира может быть либо схвачена в ее наиболее общих чертах, либо оставаться неизвестной. С момента, когда наиболее общие стороны, свойства, закономер­ности мира становятся известными, способ развития философии дол­жен коренным образом измениться. Нетрудно понять, что, например механика Ньютона, отражая лишь часть физической реальности, явля­ется наукой, однако философия, отразившая лишь часть мира, а не сущность мира как целого, научной теорией мира, научным мировоз­зрением в точном смысле этого слова еще не является. Так, нельзя бы­ло признать научной механистическую философию XYII—XVIII вв., поскольку она приписывала миру как целому механические свойства и законы.

С момента, когда философия действительно осознала наиболее общую сущность мира — его материальность, единство, способность к бесконечному развитию и т. д., она начинает развиваться по способу бесконечного концептуального углубления, развития концепции вглубь, от абстрактного к конкретному, путем бесконечного усложне­ния и обогащения. Этот способ развития почти не исследован в со­ветской философской науке.

Коренная особенность развития по способу концептуального углубления заключается в том, что развитие научного философского знания начинается с принципиальной формулировки основных положе­ний теории, отображающих сущность мира в наиболее общем и аб­страктном виде. Марксистская философия сформулировала положе­ния о материальности мира, идеальности сознания, развитии мира, первичности общественного бытия и т.д., которые не могут быть пере­смотрены и отменены, заменены альтернативными им положениями. Дальнейшее развитие научной философии, сохраняя наиболее общее и абстрактное содержание концепции диалектического материализма, будет заключаться в бесконечном углублении, усложнении и конкре­тизации этой концепции Логика такого способа развития удачно схва­чена Лениным, который считал, что человеческое познание развивает­ся от явления к сущностям все более высоких порядков. “Мысль чело­века, — писал Ленин, бесконечно углубляется от явления к сущно­сти, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца”.

Движение от явления к сущностям все более высоких порядков — это общий путь человеческого познания, как философии, так и частных наук. В философии этот путь развития заключается в перехо­де от одной ступени осознания всеобщей сущности мира и самого че­ловека к другим, все более глубоким уровням сущности мира и человека.

Сущности более глубоких порядков, осознаваемые научной фи­лософией, сохраняют наиболее общее и абстрактное содержание сущ­ности первого порядка, схваченной с появлением научной философии, не выходят за “общие пределы”, очерченные сущностью первого по­рядка, но они отличаются от нее большей глубиной, сложностью, большим богатством содержания, большим богатством “определений”. Сущности более высоких порядков представляют собой все более глу­бокие и сложные уровни всеобщей сущности мира и человека.

Различие между ступенями развития научной философии при наличии общего наиболее абстрактного содержания (признания мате­риальности мира, идеальности сознания, развития мира и т. д.) будет становиться все более глубоким и существенным. Так, концепция ма­териальности мира в настоящее время имеет смысл, который придан этому понятию квантовой механикой, теорией относительности, неев­клидовой геометрией, социальной практикой. Без учета этого смысла современная марксистская концепция мира не может быть понята. С дальнейшими, все более радикальными открытиями в области естес­твенных, общественных и технических наук понятие материальности мира будет принимать новые, более глубокие значения, для осознания которых потребуются огромные усилия философской науки, переход к новым, неожиданным, революционным формам абстракции, “дико­винным” поворотам мысли. Этот процесс будет бесконечным, поско­льку всеобщее, т. е. сущность бесконечного мира, а также сущность самого человека, являются бесконечно сложными и неисчерпаемыми.

Если говорят о неисчерпаемости электрона, то с еще больши­ми основаниями следует признать неисчерпаемость всеобщего и чело­веческой сущности.

Концептуальное углубление — несравненно более сложный способ развития философской мысли, чем концептуальная смена. С возникновением научной философии развитие философской мысли приобретает многократно более сложный и трудный характер, чем прежде. По сути с возникновением марксизма начинается подлинная история философии, аналогично тому, как с созданием коммунистиче­ского общества — подлинная история человечества. Резко повышают­ся требования к философскому исследованию, которое должно теперь адекватно и квалифицированно использовать все более высокими тем­пами растущий и усложняющийся материал науки и практики Все труднее становится перерабатывать и интегрировать, обобщать лави­нообразно растущий поток научной информации Философские иссле­дования требуют теперь все более высокой профессиональной культу­ры двоякого рода — философской и частнонаучной. Философия долж­на отвечать растущим требованиям научной объективности, партийно­сти, социального прогресса, связанными с общечеловеческими и клас­совыми (до возникновения бесклассового общества) ценностями Не учитывая колоссально возросшие требования к научной философии, сложность философского научного исследования, нельзя понять труд­ности, которые испытывает современная философская наука.

Тот факт, что марксистская философия, получив за последние десятилетия существенные теоретические результаты, не выдвинула, однако, крупных идей, сопоставимых с теми, которые были сформули­рованы классиками марксизма-ленинизма, объясняется не только де­формациями социализма. Догматизм и другие деформации марксистс­кой философии несомненно нанесли ей весьма существенный урон Однако не менее важной причиной недостатков советской философс­кой науки является колоссальная сложность дальнейшей разработки научной философской теории. Изъяны в развитии философской науки обусловлены также недостаточным развитием фундаментальных наук, снизившимся уровнем образования, недостатками в подготовке науч­ных кадров, включая философские. Вследствие отставания в развитии фундаментальных наук и подготовке научных кадров многие фило­софские исследования остаются “не востребованными”. Философская мысль такова, каково само общество.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1087 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...