Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Научная философия является продолжением и своего рода завершением всего лучшего, созданного в предшествующей истории философской мысли. Возникновение марксистской философии связано прежде всего с линией развития материалистических представлений, вершиной которых оказалась философия Фейербаха, и линией развития диалектики, высшим результатом которой была идеалистическая диалектика Гегеля. Отношение марксизма к своим философским предшественникам заключается в творческой переработке предшествующих взглядов, удержании всего положительного в них и отбрасывании неприемлемого, ложного.
Маркс и Энгельс восприняли основной дух материалистической философии Фейербаха, рациональное зерно диалектики Гегеля и создали качественно новую форму материализма — научный материализм, диалектический и исторический материализм.
Творческая переработка предшествующей философии — чрезвычайно сложный и многосторонний процесс, который удалось в целом осуществить только Марксу и Энгельсу, хотя по тому же пути шли, как уже отмечалось, Герцен, Белинский, Чернышевский и Добролюбов. Вычленить идею развития из грандиозной системы идеализма Гегеля, выявить основной дух материализма Фейербаха — означало подняться на принципиально новую ступень философского мышления, решить ряд ключевых философских проблем, перед которыми спасовала вся предшествующая философская мысль. Создание нового способа мышления опиралось на обобщение не только старых философских традиций (и, вероятно, не столько в зависимости от них), но прежде всего обширного естественнонаучного и обществоведческого материала
Марксистская философия не является ни простым механическим соединением материализма Фейербаха с диалектикой Гегеля (как утверждали, например, лидеры II Интернационала и многие буржуазные теоретики), ни даже только синтезом основного духа материализма Фейербаха и рационального зерна диалектики Гегеля. Философия марксизма — прежде всего результат обобщения реальных фактов естествознания, обществоведения, общественно-исторической практики.
Чтобы понять смысл марксистской философии, ее качественное отличие от всей предшествующей, необходимо выяснить, какие ключевые философские проблемы ей удалось научно разрешить.
Научная философия является законченным диалектическим материализмом (далее - ДМ). Закончен он именно в смысле включения диалектики. Эта диалектика - особая, материалистическая, а не гегелевская.
В целом:
Создано принципиально новое понимание общественных явлений, новое учение - исторический материализм (ИМ) - материалистическое учение об обществе.
Создано более общее учение - ДМ.
Как ДМ, так и ИМ решают основной вопрос философии, но в разных формах. Первый стремится решить его в общем виде, а второй - в рамках общественной сферы.
Структура ДМ, при рассмотрении его с различных аспектов - это единство:
онтологии и гносеологии
материализма и диалектики
теории и метода
Теория даёт ответ на вопрос "в чём сущность мира?", метод - "как познавать мир?".
Идейная новизма ДМ
ДМ отличается от не только тем, что включил диалектику, но и более глубоким пониманием материи, которое включает идею развития материи и иные важные отличия.
Предшествующий материализм подменяет понятие материи как всеобщего некоторым широким, но уже не всеобщим - природой. Но в ДМ общество тоже материально - материя шире, чем природа, не сводится только к ней - это объективная реальность - реальность, которая в конечном счёте не зависит от сознания и является определяющей по отношению к сознанию.
Маркс и Энгельс перешли к более общему и точному пониманию материи. В марксизме с самого начала интуитивно используется именно это понятие материи, хотя ещё нет специального понятия материи как объективной реальности, впервые это возникает у Ленина в работах по анализу состояния физики конца 19 века.
Также важно, что научная философия создаёт новое понимание человека. Нетрудно заметить, что это понимание - материалистическое.
Вся предшествующая философия, оставаясь идеалистической в понимании общества, главной сущностной чертой человека рассматривала сознание. Даже французский материализм, считавший человеческое сознание следствием высокого уровня телесной организации, не объяснял общественную жизнь материалистически.
В научном понимании человек - особая форма материи. Его главными признаками должны быть не только сознание человека, но и это особый способ существования человека, отличающий от любого природного предмета, в т.ч. живого - практический способ существования. Ранее практика осознавалась, но недооценивалась, т.к. на первый план выходила духовная деятельность.
Способ существования общества - материальная деятельность, осуществляемая при помощи осознавания, направленная на глубокое преобразование природы и общественной системы, на создание необходимых для существования и развития человека условий, которые тоже являются матераильными.
Наиболее полно сущность человека выражается в практической деятельности.
Научный материализм отличается от предшесвтующей философии ещё и тем, что даёт глубокое решение вопроса о познаваемости мира, более глубокое объяснение:
человек является наиболее сложной формой материи, концентрированно несёт в себе содержание всех прочих форм. Является продуктом развития, универсальной формой - своего рода античный микрокосм. Именно это позволяет человеку преобразовывать материальный мир (как природу, так и общество). Кроме того, концентрация материального содержания мира обеспечивает познаваемость - в мире нет ничего недоступного, т.к. человек включает в себя все формы и познаёт нечто, родственное себе. Такая концепция похожа на способ познания у Гегеля, но уже материальная. Материя несёт бесконечное содержание - и потому требует бесконечного познания.
Вследствие наличия диалектики материализм отражает наличие особого способа существования материи, а именно - развития. Развитие - это процесс, который, по-видимому, не может никогда прекратиться, и человек - его закономерный результат.
Здесь возникает вопрос: человек - это рядовая ступень развития, или рубеж для кардинальной смены модели развития?
В случае рядовой ступени, человек оказывается в том же положении относительно более низкоорганизованных, что и они к нему - развитие рано или поздно просто пойдёт дальше, минуя человека.
Есть и другой вариант. Материя как природа сама собой развивается, порождая соц.форму материи - человека, который уже становится необходимым для достижения дальнейших ступеней, создаваемых практической деятельностью. Идеалисты касательно такой позиции о чём-то догадывались (см. "нуждается ли мир в услугах человека").
В этом плане научная философия даёт неожиданное решение вопроса о смысле человеческого существования - человек несёт вселенский смысл. Если объективная реальность имеет атрибутом развитие как смысл, то человек возникает как необходимая для дальнейшего развития форма.
Отсюда вытекает направленность активности - условием существования цивилизации выступает деятельность, обеспечивающая развитие всей материи. Деятельность, ведущая к деградации, бессмысленна.
Раз уж философия претендует на научность, то перед ней должен встать вопрос: "Решён ли основной вопрос философии?". Этот ведёт к некоторому парадоксу: если философия научная, то ОВФ должен быть решён окончательно и правильно. Но в таком случае философия не может развиваться, и перестаёт быть наукой. А если философия развивается, то, значит, ОВФ ещё не решён до конца.
Чтобы снять парадокс, необходимо преобразовать его исходные пункты.
ОВФ - об отношении сознания к материи. Он может быть решён окончательно, но только в принципе. Есть достаточные основание, чтобы утверждать первичность материи. Дальнейшее развитие науки не может сойти с этой позиции. Тем не менее, это не означает, что вопрос решён, и все отношения между сознанием и материей выяснены.
Здесь нужно обратить внимание на формулу: научная философия развивается путем углуубления в собственное основание.
Это не есть развитие путём смены концепций и точек зрения. Углубление открывает всё новые и новые аспекты отношений первичности и вторичности.
Чтобы пояснить приведённое утверждение, полезно представить себе телескоп: его трудно навести на интересующий нас объект, т.к. поле зрения невелико. Вся предыдущая философия, в сущности - это именно наведение на объект. А вступая в научную философию, мы начинаем всё сильнее наводить телескоп на резкость, выясняя всё новые детали.
Философия может осуществлять "наведение на резкость", только опираясь на опыт других наук (см. тему "Философия и частные науки" в учебниках). Научная философия может развиваться только во взаимодействии с частными науками, не являясь для них "диктатором".
Перечислим функции философии по отношению к частным наукам:
мировоззренческая, в т.ч. объяснительная - отношение к всеобщему.
методологическая - теория познания.
аксиологическая. Аксиология - философское учение о ценностях. В любой культуре есть стороны, называемые ценностями. И к науке также можно относиться как к ценности.
праксиологическая. Праксиология - учение о человеческой деятельности. Говоря коротко, философия должна способствовать решению вопроса: "как жить и действовать человеку в мире, устроенном именно так?"
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!