Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Однако в силу сложности социальных условий и самой философской мысли в XIX в. возникают два основных направления философской мысли - неклассическое, которое по сути дела отходит от основной магистрали развития философской мысли, и научная философия, закономерное продолжение магистрального направления развития философии.
Для неклассического направления характерен отказ от крупных философских проблем и концепций - классических материалистических, идеалистических и диалектических, измельчение философской проблематики, отказ от идеи всесилия человеческого разума, преобладание субъективно-идеалистических идей, абсолютизация иррационального, интуитивного, случайного. Возникновение неклассической философии имело глубокие социальные корни. Окончательно утвердившийся и быстро развивающийся капитализм в середине XIX в. уже достаточно явно обнаруживал свои неразрешимые внутренние противоречия, свою природу общества, отнюдь не являющегося “царством разума на Земле”, о чем мечтали французские просветители XVIII в. В XX в. становится все более ясным, что капитализм неспособен дать обществу высоких ценностей и идеалов и должен быть заменен более высокой общественной организацией, которую одни мыслители трактуют как коммунизм, другие - как постиндустриальное общество, третьи - как царство Христа на Земле или исламское государство. Неклассическая философия явилась своеобразным, во многом негативным, отображением общества XIX-XX вв.
В философии А. Шопенгауэра (1788-1860), изложенной в книге “Мир как воля и представление” (1818), мир вещей рассматривается как мир представлений, в основе которого лежит слепая иррациональная воля. Последняя стремится к “объективации”, одной из которых выступает человек. Человек эгоистичен по своей природе как высшее проявление воли к жизни, а существующий мир, по Шопенгауэру, -“наихудший из возможных”. Философия Шопенгауэра вступала в полное противоречие с духом современного естествознания, незаконно переносила на мир психологические качества человека - представления и юлю, была далека от понимания объективных законов природы и общества.
Философия Ф Ницше (1844-1900) также ставит в центре внимания волю, как “волю к власти”. Жизнь, по Ницше, - специфическая “воля к аккумуляции силы”. Ницше справедливо критиковал буржуазное общество за бездуховность и аморальность. Отмечая крах традиционных христианских ценностей, он выдвинул свой знаменитый тезис о том, что в XIX в. “бог умер”. Ницше выдвинул учение о “сверхчеловеке”, стоящем выше добра и зла, человеческих моральных норм, имеющем право на крайнюю жестокость.
В первой трети XIX в. возникает течение позитивизма, основанное О. Контом (1798-1857). Последователями его философии выступили позднее Г. Спенсер, Дж. С. Милль, Дж. Г. Льюис и другие. Исходная посылка позитивизма состояла в отрицании философии как самостоятельной формы знания. “Каждая наука - сама себе философия”. Если мир - целостная система, то исчерпывающее знание о мире Дает система частных (“положительных”, “позитивных”) наук, не оставляющая никакого места для философии. Нетрудно заметить исходную ошибку позитивизма: мир рассматривается по существу как механический агрегат частных областей, который не содержит никаких целостных, всеобщих свойств и законов, для познания которых нужна была бы наука о всеобщем - философия. В сопоставлении со взглядами Гегеля и Фейербаха позитивизм, как и другие не классические системы философии, был несомненным шагом назад. Позитивизм отвергал поэтому важнейшие вопросы философии, деление философии на материализм и идеализм, сущностный и причинный подходы к реальности. Отказ от фундаментальнейших вопросов человеческого познания - об отношении сознания к материи, сущности мира и человека послужил ярким выражением бессилия такого рода философской мысли, ее неспособности мыслить крупными категориями. Однако, как было показано позднее Ф. Энгельсом, полный отказ от философии фактически невозможен. Универсальная природа человеческой мысли такова, что мыслители, отказывающиеся от философии, на самом деле попадают в плен наихудшим ее разновидностям. Позитивизм исходил из утверждения, что последней реальностью, в существовании которой мы можем быть убеждены, являются ощущения, а для проверки того, существует ли что-нибудь за ощущениями, у нас просто нет средств. Позитивизм, таким образом, полностью заимствовал логику субъективного идеализма, заявляя в то же время о том, что он стоит “выше материализма и идеализма”. Отрицая философию, позитивизм всегда ставил на ее место какую-либо частную науку. Для Конта такими науками были механика и отчасти математика.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4050 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!