Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет № 6. .1 Буддизм - религиозно-философское течение, возникшее в Индии в 6-5 вв



. 1 Буддизм - религиозно-философское течение, возникшее в Индии в 6-5 вв. до н.э. Ныне буддизм относится к числу так наз. мировых религий, которые в отличие от национальных религий (индуизм, иудаизм) имеют межнациональный характер. Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма. В России буддизм распространён в Калмыкии, Бурятии, Туве. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации.Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, что значит «пробуждённый, просветлённый», а также «Шакья-Муни», что значит «мудрец из рода Шакьи». Он родился в семье влиятельного князя Шуддхаданы в одном из княжеств в долине Ганга, воспитывался брахманскими учителями. В 17 лет он просит разрешение у отца посмотреть мир и покидает дворец. Три встречи потрясли царевича: встреча с умершим, с отшельником и с больным - и он решает уйти в лес и стать отшельником. Согласно легенде, аскетизм и отшельничество способствовали прозрению Будды: однажды заснув под смоковницей, он увидел сон, где ему открылась суть вещей, он постиг вечное становление мира. Современная наука относит жизнь Будды к 563-483 гг. до н.э. Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) - своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нём, в частности, описаны принципы устройства мира и Вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существует 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока. В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии. Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей. И. наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от формы и от телесного материального начала. В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена как скопление изменчивых форм. Согласно высказываниям Будды, личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождении оказалась воплотившейся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой - это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа в буддистском представлении - это индивидуальное сознание, которое несёт в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремящиеся к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается посредством контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над усилием, вниманием, и также необходима полная сосредоточенность и решимость. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность, в центре внимания - бытие личности, в буддизме практически нет абстрактно-догматических исканий и строго установленных религиозных ритуалов. Стержень буддизма - это проповедь Будды о 4-х благородных истинах: страдание, причина страдания, путь, ведущий к освобождению от страданий, освобождение от страданий. Как учит буддизм, мир несовершенен (кто бы сомневался!..). Буддизм принял концепцию множественных перерождений (крутится колесо сансары...). Это идея родственности всего живого и перехода между его формами (перерождение в человека, Бога, животного). Человеческая жизнь - результат предшествующих существований, сознание живёт меняя лишь своё содержание, перерождение (реинкарнация) происходит по законам кармы - воздаяния (слово можно перевести как «действие»). Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное состояние. Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страдание и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета!); пять запретов обязательны для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение супружеской верности...... Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется ввиду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”. Освобождение «Я» - это уничтожение желаний, точнее, погашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственным удовольствиям, так и совершенного подавления этого влечения. Идеал буддиста - созерцатель, не отвечающий на зло. Не чувства сами по себе или только разум, а созерцательное размышление, медитация - основа познания: это переживание целостности бытия, полная самоуглублённость. Медитация как созерцательное размышление и средство познания мира считается в буддизме также одним из основных средств преобразования психофизиологии личности.Философское учение буддизма связано с методом йогического созерцания, которое в личности выделяет пять её основных психических и материальных свойств: 1. сознание, 2. представления, 3. чувства, 4. кармические силы (силы Судьбы), 5. материальную оболочку - тело. В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, не отделимой от окружающего мира. В буддизме нет противоположности субъекта и объекта, духа и материи. Всё есть целостность, единство, психическая активность человека является творческим началом и конечной причиной бытия. К 1 веку н.э. в буддизме оформляются два пути спасения:

- хинаяна = «малая повозка» - узкий, личный путь, спасение себя = отшельничество;

- махаяна = «большая повозка» - спасение других людей, это путь пророков, проповедников; великих духовных учителей человечества в Индии называют «Махатмы». Это разделение было вызвано прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причём упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. В Махаяне важную роль играет культ бодхисаттв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение этой цели для того, чтобы помочь в её достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него. Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия. К 5-4 вв. до н. э. буддистская философия проникает во все области индийской культуры. В 1-й половине 5 века был основан буддийский университет. Буддизм привлекает много сторонников не только в Индии, но и по всему Востоку, распространяется в Китае, Тибете, Монголии, Корее, Вьетнаме, Цейлоне, Бирме, Японии. В самой Индии сближение буддизма с брахманизмом привело к возникновению индуизма - особой религиозной системы, получившей распространение в раннее средневековье. В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма. Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь.. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным Собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан - Уде. В лоне буддизма зарождались различные течения и школы. Идеалистические тенденции развивались мадхьямиками и йогачарами, к материализму склонялись тхеравдины и сарвастивадины. В религиозных спорах идеалистов и материалистов зародилась индийская школа логики, первые сведения о которой содержатся в ранних буддийских источниках 3 века до н.э. Ортодоксальная школа Ньяя уделяла большое внимание логике и гносеологии, в частности, этой школой была создана теория силлогизма из 5-ти членов (см. выше). Выдающимися буддийскими логиками были Дигнаги, Дхармакирти и др. Во 2-м в. н.э. Нагарджуна, основатель школы Мадхъямика, логически обосновал учение о пустоте (Шуньявада, шунья - пустота). Мадхъямика - основная школа махаяны, т.е. южного буддизма, доктрина школы изложена в «Сутрах о высшей мудрости» (2-й век н.э.). Сам Нагарджуна называл свою философию «средним путём», он учил, что признание мира реального - это одна крайность, другая крайность - непризнание этого мира как реально существующего, истина же находится посередине, она есть шунья, т.е. пустота.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 387 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...