Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет № 4. 1.Специфика философии в наличии различных форм ее и видов



1.Специфика философии в наличии различных форм ее и видов. Наряду с философией культуры, науки, религии, права есть и философия медицины. Ёе задача – критично осмыслить бытие медицины, ее исходные основания.Медицина – это уникальный тип мышления и понимания мира, поэтому философия медицины становится важным компонентом формирования философской культуры мышления и целостного мировоззрения врачей и провизоров. сегодня философские мышление и мировоззрение антропоцентричны. Значение антропоцентризма как философского принципа в осмыслении бытия мира высоко оценено Г.М. Идлисом, который считал, что с помощью этого принципа можно глубже познавать и лучше оценивать место и роль человека во Вселенной, принципиально по-новому взглянуть на его земную жизнь и космическую заданность. Основное преимущество антропоцентрического принципа – это его указание на уникальность статуса человека в бытии сложных и относительно стабильных земных и внеземных структур. Западный антропоцентризм дает человеку иллюзию самодостаточности, забывая о его естественной взаимосвязи со Вселенной – неживой и живой. Смысл современной интерпретации антропоцентризма можно определить так: человек является эндогенным образованием по отношению ко всей Вселенной, но особенно той ее части, которая называется галактикой – Млечным путем и Солнечной системой. Уже в античной философии антропоцентризм рассматривался как учение о человеке – органической части целостного Космоса.. Врач – мыслитель Гиппократ увидел в человеке единство мира в структурной соотносительности окружающей среды, здоровья и характера человека. Антропологический путь – это единственный путь познания Вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самосознание» Здоровье человека – самая актуальная проблема антропоцентризма. В здоровье проявляются как природный (биологический) потенциал человеческого индивида, так и его психофизиологический ресурс и духовно-интеллектуальные данные. Ведь само слово «здоровье» имеет множество антропоцентристских смыслов и значений. И главное из них – это зависимость здоровья человека от Космоса. Именно этими проблемами и занимается не одно тысячелетие философия совместно с медициной. Философы исторически давно связывают проблему здоровья человека с его свободой в природных и социальных границах жизни. Если определять здоровье человека в философской лексике, получится, что оно есть стремление к свободе на разных уровнях человеческого бытия: на физиологическом – свобода от физической боли, ощущение силы и энергии, на чувственно-эмоциональном – свобода от низменных страстей, состояние невозмутимости и безмятежности, на ментальном – свобода от комплекса незнания или непонимания, единение с правдой и истиной.На телесном уровне медицина стремится освободить человека от физической боли, на психическом уровне – от душевных переживаний, мук депрессии, на умственном уровне – от эгоизма и индивидуализма. А вот на философском (экзистенциональном) уровне медицина помогает добиваться свободы творчества, чтобы каждый человек мог быть самими собой. Такой подход укрепляет в человеке единство порядка, гармонии разума и чувств, красоты тела и души, т.е. достижения космоса (порядка), противостоящего хаосу в повседневной жизни. Таким образом, здоровье человека, понимаемое как космическое явление, выражает прежде всего надындивидуальный уровень развития его организма и духа. На космизм здоровья указывает его врожденная индивидуальная способность адаптироваться к условиям резких качественных изменений в природной, общественной среде и духовной жизни. Здоровье может стать модулем человека, управляющим своей судьбой в зависимости от сложившейся ситуации в природе и обществе. Сохранение и тем более возвращение здоровья людям – фундаментальная и гуманная комплексная и гуманитарная задача медицины и философии. Ее нельзя решить в рамках только системы здравоохранения; большая роль отводится физкультуре, культуре вообще, психологии, философии – гуманитарным факторам. Функции философии состоят в том, чтобы концептуально обосновать смысл жизни человека и учить его отвечать за все свои слова и действия. У философии и медицины есть нечто общее, что их роднит. Это – человеческая жизнь. Медицина нацелена на ее сохранение в здоровом состоянии, а философия призвана возвышать людей духовно, делать их жизнь нравственно осмысленной. Медицина и философия стали средством проявления мудрости в жизни людей, умелыми наставниками творческой, созидательной жизнедеятельности каждого человека. Люди, «посвященные в тайны бытия человеческой природы», стали называться мудрецами. Только они допускались к терапевтическому и хирургическому воздействиям на тело, которые базировались на сложном мыслительном процессе распознавания заболеваний – диагностике. Диагностика – сфера мудрости врача, иначе говоря, его научно-исследовательская деятельность. Он в мыслях и практически проводит исследование организма человека на молекулярном, субклеточном, клеточном, органном и системном уровнях. Философские проблемы в медицинском познании мира и природы человека – это такие проблемы, осмысление которых осуществляется с позиции критической интерпретации, носящий всеобщий или общезначимый характер. Философское осмысление медицинского познания мира и жизни в нем охватывает проблемы диалектики диагностического процесса, а также динамических, статистических, функциональных закономерностей; причинности, нормы и патологии, здоровья и болезни. Философия критически оценивает проблемы биомедицины и биоэтики и т.п. Она служит основанием для создания и развития теории медицины. Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-деятельного – определяет уникальность формы медицинского самосознания. Философия в медицине, подобно науке, взывает к человеческому разуму и совести, профессионализму и нравственности. Философия оценивает многочисленные научно-медицинские факторы, обеспечивающие здоровье людей и устраняющие обстоятельства массовых заболеваний. Все факторы позитивного управления здоровьем, создания средств и методов эффективного лечения философски осмысливаются медиками.

2.Чаадаев Петр Яковлевич [27.5(7.6).1794, Москва, — 14(26).4.1856, там же] русский мыслитель и публицист. Родился в дворянской семье (мать — дочь историка князя М. М. Щербатова). В 1808—11 учился в Московском университете, где сблизился с Н. И. Тургеневым и И. Д. Якушкиным. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813—14. C 1816 член масонской ложи «Соединённых друзей» (вместе с А. С. Грибоедовым, П. И. Пестелем, С. П. Волконским, М. И. Муравьевым-Апостолом); с 1816 близкий друг А. С. Пушкина. В 1819 был принят в «Союз благоденствия», в 1821 в Северное общество декабристов, но деятельным членом тайных обществ не был и относился к ним сдержанно-скептически. В 1823—26 путешествовал за границей (в Германии, Великобритании, Франции), познакомился с Ф. В. Шеллингом и Ф. Ламенне, религиозно-философские идеи которых оказали на него глубокое воздействие. По возвращении в Россию жил в Москве; в 1829—31 создал свое главное произведение — «Письма о философии истории» (на французском языке), за которым утвердилось название «Философических писем». Обнародование первого из них в журнале «Телескоп» (1836) вызвало резкое недовольство властей ввиду выраженного в нём горького негодования по поводу отлученности России от «всемирного воспитания человеческого рода», национального самодовольства и духовного застоя, препятствующих осознанию и исполнению предначертанной свыше исторической миссии. «Высочайшим повелением» Чаадаев Петр Яковлевич был объявлен сумасшедшим. Написанная Чаадаев Петр Яковлевич в ответ на обвинения в недостатке патриотизма «Апология сумасшедшего» (1837), где Чаадаев Петр Яковлевич, говоря о России, утверждал, что «мы призваны решить большую часть проблем социального порядка... ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество» (Соч. и письма, т. 2, М., 1914, с.227), при жизни Чаадаев Петр Яковлевич Напечатана не была. Лишённый какой-либо возможности объясниться в печати, Чаадаев Петр Яковлевич оставался влиятельным мыслителем, оказавшим значительное воздействие (особенно <A< a>href ="../62/299.htm">постановкой проблемы исторических судеб России) на представителей различных направлений — как на западников, так и на славянофилов, способствовавшим духовному формированию А. И. Герцена, В. Г. Белинского, М. А. Бакунина, Ю. Ф. Самарина, К. Д. Кавелина и др. В «Философических письмах» Чаадаев Петр Яковлевич объявил себя приверженцем ряда принципов католицизма, однако Герцен недаром называл его мировоззрение «революционным католицизмом»: Чаадаев Петр Яковлевич вдохновляла несовместимая с католической ортодоксией «сладкая вера в будущее счастье человечества», он уповал на свершение земных чаяний народа как сверхразумного целого, преодолевающего эгоизм и индивидуализм как несообразные со всеобщим назначением человека быть двигателем вселенной под руководством всевышнего разума и мировой воли. Не сочувствуя социализму, Чаадаев Петр Яковлевич предсказывал, однако, его победу («социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники»). Философско-историческая мысль Чаадаев Петр Яковлевич явилась мощным стимулом развития и самоопределения русской философии в целом.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 253 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...