Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий
философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что
иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их
существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии
лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление
раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии
Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые
составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу
идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения
человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые
в действительности принадлежат самому человеку.
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений
необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом
наиболее совершенная - вечной природы.
2.1. Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма
XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность
к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее
как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре
внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства
французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство
души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его
идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается,прежде всего
как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и
составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может
быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности,
которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом,
толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для
него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в
развитии человеческого рода.
Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха
следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порывает с
гегелевской философией и становится материалистом.
Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен
абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию.
Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания.
Только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, осязание,
обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью
органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические
состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной
реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью
разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией.
Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в
1841году, была уже настоящим триумфом материалистической философии. Цель
этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Религия
как проблема проходит красной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет,
что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней –
человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек,
который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. То есть
идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека. Теизм
неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога. Фейербах в
этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа
существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос
человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное религией
божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческой
сущности. Такова основная идея этого произведения. Имя Фейербаха стало для
того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 325 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!