Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творческий путь М.Горького (до 1917 г.)



"Алексей Максимович Горький" - соединение несоединимого, для нас он М. Горький. 1868-1936, не долгожитель, но его роль и значение в литературе велики, и до сих пор ясно, что это одна из центральных фигур в литературном процессе времени. Литературная слава Горького способствовала продвижению молодых писателей, которые потом станут самостоятельными величинами.

Несмотря на канонизацию Г. как основателя соцреализма, некоторые его тексты были настолько недоступны, что их было сложнее достать, чем произведения эмиграции. Главное - не нарушить общественный и литературный портрет Горького. Не издавались статьи 1915 года ("Две души", например), антибольшевистские материалы из газеты "Новая жизнь", которую закрыли как полемизирующую с советской власти, материалы эти составили сборники "Несвоевременные мысли" и какой-то ещё. Словом, помимо официозного образа Горького, существует много разных нежелательных для советской власти ипостасей.

Был явлением общественным, политическим, философским, религиозным. Критика приветствовала его как новое явление, но замечала в нём низкую культуру и малообразованность, упрекала его в отсутствии эстетики и культуры. Мережковский в статье "Чехов и Горький": "в произведениях Г. нет искусства", но более ценная вещь - сама жизнь, подлинник, и как во всяком подлинном, своя красота - "безобразная, хаотическая, но могущественная" - и своя эстетика. Он сравнивает героев с дьяволами на рисунках Гойи. Отсутствие схематизма и голословности. "Вещие видения вещей души". Горький выше Чехова, по Мережковскому - приехали, блядь, символисты ебучие.

Критик Айхенвальд: Горький уклоняется от живой непосредственности, наивной силы и красоты. Ни у кого так не душно, как у этого любителя свежего воздуха. Он почти никогда не отдаётся беспечной волне свободных впечатлений. "Горький рисуется нам как явление высоко некультурное". Бунин в эмиграции высказывался о Горьком почти матерно, умница. Тем временем сам он был настолько популярен, что не мог нормально сходить в театр или съесть бутерброд.

Марксистом или материалистом Горький не был, хотя с ними соприкасался. Отказался публиковать работу Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" 1908 года в своём журнале. Горький не принимал монархизм и существующий мир в целом. Он не получил систематического образования, поэтому отталкивался от книг и событий в жизни. Горький обладал феноменальной памятью и был абсолютно грамотным человеком, однако иностранные языки ему не давались.

Горький считал, что мировое зло - есть сама природа. Насущная, актуальная, практическая задача - преобразовать саму природу, сделать это должен человек, существо сверхприродное. Всё худшее в человеке от природы. Цель - создать новую природу и нового человека.

Философские учителя Горького. Самое раннее влияние оказал Шопенгауэр, очевидно в переводе Фета. Влияние Ницше было очень сильным, как водится. Менее известные - фон Гартман, Оствальд, Лебон, Гюйо. Ещё - внимательное чтение Фейербаха, Канта, теософских трактатов Блавадской. Антропософские сочинения Белого и Волошина, но это уже потом. Горький приходит к выводу, что природа - хаос неорганизованных стихийных сил. Отрицает дарвинизм и эволюцию вообще. Эти взгляды привели его к культу человека как абсолютного совершенства. Стихийное начало - природа, разумное - сверхприрода. Мысль о царствии чистого разума. Интерпретация человека современной философией упрощает и механизирует человека.

Горький проявлял глубочайший интерес к парапсихологии, оккультизму, телепатии и т.д. Он считал, что мозг человека должен стать хозяином природы на земле, писал о мозговой элите, которая в состоянии воздействовать на всё человечество. Реальное существование магических сил, которые воздействуют на человека как психофизиологический процесс. Богостроительство. Создание вселенского человечества без преград.

Чем крут Горький, так это запасом впечатлений. С 11 лет он был "в людях", он был поставлен в условия, в которых он должен был сам зарабатывать на себя и даже на деда. Это уникальный опыт, и эти произведения легли в основу многих произведений. Будучи подростком, например, он встречал массу деклассированных элементов, которые стали его героями. Бесценный опыт, приобретённый в 1879-1892 гг. Работал в иконописных мастерских, крендельных, продавал булки и т.д. Чуковский писал, что Горького готовили к каторге, как других готовили в университет, и то что он туда не попал, это большой парадокс педагогики.

Ветхозаветный дед учил его читать по религиозным книгам. Окончил в 1878 году второй класс воскресной школы, а потом суровый дед отправил его работать. Собирал тряпки и кости, потом ставил самовар и прочие хозработы у дальнего родственника. Потом сменил с десяток профессий. Ловил и продавал певчих птиц, продавал иконы, выступал статистом в театре. Мыл посуду на пароходе, где познакомился с поваром, который был заядлым книгочеем. Этот человек приохотил его к чтению. Начитался и пошёл пешком в Казань поступать в универ. Но аттестата классической гимназии у него не было. Пешков оказался на дне жизни. "Бывшие люди" - впечатление от казанской трущобы.

Весной 1891 года отправляется в скитание по Руси, будучи человеком уже хорошо устроенным. В это время как раз был голод, а нашему подлецу это и на руку. Горький вместе с десятками тысяч людей отправился на поиски хлеба и работы. Хотел "знать Россию". Другая причина - любовная история, которая была у Пешкова в Нижнем Новгороде. В 1889 он познакомился с приехавшей из Владикавказа дамой, которая сидела в тюрьме за связь с политическими ссыльными. Ольга Юрьевна Каменская (Каминская), урождённая Гюнтер, матерая бабень. Долго жила в Европе, была знакома со всеми русскими революционерами, вернулась в Россию, вышла замуж за помещика, разъехалась с ним. Была своей в кругу народников. При знакомстве с Пешковым отправила его к Короленко, а сама жила в гражданском браке с народником. Несмотря на интерес к Пешкову и просьбы оного уйти от народника Корсака, она отказала ему. В Нижнем она была модисткой, делала шляпки и парики, и вместе с тем содержала конспиративную квартиру, изготавливала поддельные паспорта, и была связующим звеном между народниками Питера и Нижнего и Сибирью. В декабре 1892, ознакомившись с литературным опытом Горького, она согласилась с ним жить. Но продолжала чувствовать себя свободной, три раза уезжала от Пешкова, и в итоге свалила к очередному народнику. Алексей даже предлагал жить втроём. В феврале 1895 года после многочисленных скандалов Пешков сам сбежал от неё и уехал в Самару, где вскоре женился на корректоре местной газете - звали её теперь Екатерина Павловна Пешкова.

В Тифлисе ссыльные устроили нашего босяка-интеллигента в железнодорожные мастерские. Стал писать прозу, написал "Макара Чудру", который в ноябре 1892 и был опубликован. Так бродяга превратился в литератора и журналиста. Теперь - периодизация писательской биографии:

1) 1892-1899. От первой публикации до выхода третьего тома очерков и рассказов. Произведения очень неравноценны. Нет романов и нет драматургии - важный аспект, т.к. следующий период интересен появлением романов и пьес.

2) 1899-1904. Роман "Фома Гордеев" (1900).

3) 1905-1907. Пик общественной активности Горького. Вынужден бежать из России, становится политическим эмигрантом. Творческая активность минимальна, но написано много публицистики. Марк Твен приглашает в США. Роман "Мать", созданный в Америке и пьеса "Враги". "Заметки о мещанстве", вызвавшие широкий резонанс, к этому тексту восходит современное понимание мещанина. Подхвачена мысль о конце Горького как писателя.

4) 1908-1910. В Италии Горький пишет вовсю. Повесть "Исповедь", "окуровский цикл", "Жизнь Матвея Кожемякина". Представлена концепция "окуровщины", микроба, который поразил Россию. Повесть "Жизнь ненужного человека" - о провокаторе, предателе и т.д. - заметим, об этом писали не только Андреев и Белый.

5) 1911-1917/18. Исключительно плодотворный период, наиболее нас интересующий (O R'LY?). Он по-прежнему эмигрант, возвращается в Россию 31 декабря 1913 года, в связи с амнистией по случаю 300-летия дома Романовых. Он воочию увидел происходящее в России в адские годы. Две первые части автобиографической трилогии - "Детство" и "В людях". Повесть "Хозяин" - важняя попытка автобиографии. Вновь Горький обращается к 80-ым и 90-ым, к старому материалу, который уже использовался, но - новый подход. С 1913 года он издаёт цикл рассказов и очерков "По Руси". Каприйский период жизни Горького запечатлён в объёмном томе рассказов "Сказки об Италии". Плюс - цикл сатирических произведений "Русские сказки". Много публицистических материалов - антивоенных, на тему революции (газета "Новая жизнь"). С 1915 года Горький издавал журнал "Летопись", интересный публицистическими выступлениями Горького против войны.

Не принял революцию - считал, что она несвоевременна. В России это обязательно обернётся зверством - об этом потом напишет Бунин в "Окаянных днях". Зиновьев хотел бы порвать Горького на клочки, но Ленин предпочёл отправить его "подлечиться".

Девяностые - время становления, время сомнений, время выбора пути. До 98 года он печатался в газетах наряду с обычными авторами. Большинство произведений не выходят за пределы т.н. текущей литературы. Успех Горького создан не критикой, а публикой. В отличие от предшественников, Горький показывал своих героев сильными, жесткими личностями, не требуя сочувствия - это интриговало. Считал своими учителями суровых реалистов - Помяловского, Успенского, Слепцова, Левитова. Бесспорные авторитеты Горького - Короленко и Гаршин. Остальные либо слишком заняты материалом, либо не вызывали вообще никакого интереса (последователи натурализма Золя). Три типа произведений Горького в девяностых:

а) Реалистические. Несколько тематических циклов. Босяцкие произведения (больше 30): повести, рассказы и очерки. Немало вполне традиционных, ученических, которых он считал своими худшими. Принципиально не писал о крестьянах - говорил, что и в крестьянстве, и в мещанстве бушует масса зоологических инстинктов. По его мнению, даже пролетариев должны изучать социологи, а крестьян - зоологи. Для крестьян характерен инстинкт собственности. Наблюдал угарные картины наказаний неверных жен в деревне - женщин измазывали в дёгте и дико привязывали к лошади за хвост (лошади, не женщин) и прогоняли по улице. Попробовав вмешаться, Пешков сам отхватил.

2) Героико-романтические произведения, написанные на легендарной основе. "Макар Чудра", "Старуха Изергиль", "Песня о соколе", "Песня о буревестнике". Хотел показать людей "с солнцем в крови", в абсолютном противостоянии с мещанами, серыми людьми. В произведениях отразился мир его дум, его идеальных представлений.

3) Иронические рассказы, как правило, от первого лица. Суть их в том, что в них герой сталкивается с действительностью, которая сильно корректирует его романтические идеалы.

В романе «Фома Гордеев», печатавшемся в 1899 г. в журнале «Жизнь», была задана тема, которая в полную силу зазвучит в творче­стве Горького последующих лет,– внутреннее разложение буржуазно­го класса, историческая обреченность существующего миропорядка. «Фома Гордеев» стал первым романом писателя о судьбе поколений. Работу над романом сам Горький определил как «переход к новой форме литературного бытия».

В романе перед читателем проходит вереница первонакопителей, которые стали «хозяевами жизни». Но на первый план выведены не эти люди, а буржуа новой формации, наследовавшие деньги отцов и воспринявшие новые методы обращения с капиталом. Центральный герой этого круга – Яков Маякин – «идеолог» и руководитель нового купечества, не только интересующийся судьбами пущенного в оборот алтына, но и рвущийся к власти, общественному влиянию. Он славит буржуазный прогресс, купеческое сословие, которое рассматривает как единственно животворную силу русской экономической и культурной жизни. Поэтому Маякин требует для купечества жизненного «просто­ра», доли в управлении страной.

Критически относясь к социальной философии и общественной практике Маякина, Горький не возлагал надежд и на молодое поколе­ние купечества. Тарас Маякин, Африкан Смолин, Любовь Маякина не внесут в жизнь ничего нового. По крови и духу они дети Маякина, которые отошли от него лишь на время, а затем возвращаются в отчий дом. «Трезвеет» и идет по пути предпринимательства Тарас, бывший революционер; Любовь вступает в выгодный брак со Смолиным. Заканчивается роман единением старых и молодых Маякиных в деле «Тарас Маякин и Африкан Смолин».

Однако художественная идея романа не ограничивается этими проблемами. В центре его – образ Фомы Гордеева. Горький противопоставил Фому Гордеева и старому и молодому поколению купечества. Фома как характер–явление исключитель­ное. «Фома,– писал Горький,–не типичен как купец. В этой среде он – белая ворона». Но он типичен в широком человеческом плане, как носитель морального идеала, перед которым открылась несовме­стимость человеческого и собственнического начал жизни.

Фома несовместим с миром собственников и закономерно должен «выломиться» из него. Субъективные попытки его совместить несов­местимое– человеческое и собственническое–заранее обречены, как обречен на поражение его бунт, протест одиночки против «хозяев жизни». Несоединимость этих начал была намечена Горьким уже в характере Игната Гордеева. Купец в первом поколении, вышедший из народной среды, Игнат ощущал еще радость творческого труда, красоту жизни, чувствовал, что по весне «укоризненно-ласковым веяло надушу с ясного неба», и начинал понимать, что становится «не хозяином своего дела, а низким рабом его». Это противоречие, составляющее существо духовной драмы Игната, в характере Фомы – противоречие трагическое. Мечты о красоте мира, естественные человеческие чувства столкнулись с реальной действительностью. Позднее Фома обнаружи­вает, что в окружающем его мире извращены все человеческие ценно­сти. Чувство Медынской, в которое он поверил как в подлинную любовь, оказывается фальшивым. Простое и естественное требование человечности, с которым Фома обращается к людям, воспринимается в мире собственников как нечто неестественное и ненормальное. Эта мысль Горького находит воплощение в сюжете романа–«хозяева» объявляют Фому сошедшим с ума.


10. Проза М.Горького 1890-х годов: проблематика и стиль.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1106 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...