Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ые годы



На литературную жизнь повлияло событие середины десятилетия - первая русская революция. В эти годы художественная интеллигенция жила другими проблемами, однако даже символисты создавали острые публицистические произведения.

Много прогнозов, связанных с наступлением ХХ века. Мистические, оккультные учения. Небывалый подъём, интенсивность развития, впечатляющие художественные результаты. Бердяев характеризует это десятилетие как художественный ренессанс. Новая поэзия, искания философской мысли, религия, мистика, оккультизм. Критика впервые по-настоящему оценила Достоевского и Толстого. Интенсивность освоения культурного наследия была высокой, особенно у модернистов. Растёт социальная активность всех слоёв, утверждается идея революционного обновления, формировались программы будущих партий. Леворадикальная интеллигенция отдавала свои предпочтения СД и СР. Крупнейшие писатели, особенно реалисты, тоже разделили эти симпатии, и это отразилось во многих произведениях. Понимание революции как социального взрыва было не единственным; высший интеллектуальный слой толковал революцию в философском и этическом смысле. "Революция духа", "духовная революция" - эти понятия характерны для тогдашних мыслителей. Элитарный культурный слой пополнился молодыми писателями, которые увлекались марксизмом в юности - Бердяев, С. Булгаков, Ремизов. Модернисты считали стержнем своих программ освобождение личности от устаревших догм. Индивидуализм казался многим модернистам шагом вперёд. Подавляющее большинство русской интеллигенции, в том числе и творческой, относилось к новейшим идеалистам с осуждением. Сборник "Проблемы идеализма" (1902), журналы "Новый путь" и "Вопросы жизни" рассматривают эту проблему. Философы-идеалисты не искали сближения с широкими слоями интеллигенции. Символисты были по-прежнему отчуждены от широкой литературной среды. Противники модернистов - рационалистическая философия и реализм в искусстве. Острые отношения между модернистами и реалистами. В сфере традиционных форм - Горький, Куприн, Бунин и особенно Андреев. В своих изданиях символисты упрекали их в бытовизме. Для символистов это грязь, "ненужная правда", как сказал Брюсов. Главная особенность символизма - панэстетизм, оценка явлений только с точки зрения творчества, красоты.

Важный вопрос - оценка культурно-исторического наследия. Модернисты искали далёких по времени и близких по духу писателей. Символизм осознавался ими как вершина современного искусства. Русский 19 век представал для них в необычном освещении. Отбросили хрестоматийно-академическое понимание творчество классиков-реалистов, отношение к 19 веку было крайне избирательным. "Духовицы", "вечные спутники", провозвестники близких им исканий. Андреева называли "маленьким Достоевским", хотя с кем только он не переспал, как сказал один критик (было известно, что Андреев работал ночью). Внимание молодых писателей к нравственной проблематике творчества Достоевского и Толстого. Психологизм реалистов оказался не менее важен, чем острота социальной критики.

Символизм чуждался общественных проблем, а реализм против асоциальности и мистицизма символистов. Формы сближения направлений были в эти годы невозможны. Эта вражда проявилась в небывалой конфронтации родов литературы. Происходит расцвет символистской лирики, а реалисты лидируют в эпической прозе. Первые опыты символистов в прозе были либо экспериментальными ("Симфония" Белого), либо вполне традиционными с точки зрения формы (Мережковский), туда же - рассказы Брюсова и Гиппиус. Однако - "Мелкий бес" (1902) и первая редакция романа Ремизова "Пруд". В этих выдающихся произведениях встретились методы, которые казались несовместимыми. Поляризация вела не только к центробежным, но и к центростремительным процессам. Это особенно важно для модернистов, которые стремились обернуть читателя к новому искусству.

Основной журнал символистов - "Весы" (1904-1909), издавался под фактическим руководством Брюсова. Он добился, чтобы объединились символисты разной ориентации (богоискатели и декаденты). С появлением журналов читатели могли узнавать о философских и художественных исканиях символистов из первых рук, а не из слухов об оргиях и сатанизме. Формируется художественная среда, организовываются кружки, например вот кружок аргонавтов. Союз трёх поэтов - А. Белый, С. Соловьёв, А. Блок. Домашний триумвират - Мережковский, Гиппиус и кто-то ещё. Эпилогом символистского течения являются последние годы первого десятилетия века. Т. о. происходит и расцвет, и распад течения.

1900-04 молодые реалисты объединились вокруг Горького, который возглавил издательство "Знание". С 1904 Г. организовал выпуск сборников, выходивших почти как периодическое издание. В этих сборниках печатались Андреев, Куприн, Бунин, Скиталец, Чириков, Юшкевич и Айзман ну и т.д. Зиновий Пешков. Первая книга Андреева, как и его первое ПСС. Горький платил щедро, и хотел залучить Чехова, но слава богу не получилось.

Высшая точка развития реалистов - время русско-японской войны и первой революции. Политическая сатира. Публицистичность, открытость авторской позиции. После революции знаниевское содружество перестало существовать. Реалистическая литература разручьилась, как сказал Бунин.

Реалисты и модернисты создавали две разные картины мира. О кризисе литературы уже никто не говорил, как в 90-ых. Можно сказать, что в первые годы ХХ века русская литература активно вступила в процесс общеевропейского литературного развития. Второе поколение русских символистов уже абсолютно уникальное в рамках общего литературного процесса.

С 1906 Горький был в вынужденной эмиграции, по большей части на Капри. В 1913 уехал оттуда по случаю амнистии в честь столетия дома Романовых. Но отчуждён от России Г. не был. К нему многие приезжали за его счёт, вся периодика ему доставлялась, так что всё он прекрасно знал. Андреев на Капри бывал, даже некоторые сюжеты подчерпнул из рассказов местных жителей. Тем не менее, Горький перестал существовать как центр объединения. Андреев и Куприн стали самостоятельными величинами. Г. не принял проблематику творчества Андреева, например. "Леонид, ты углубляешься в достоевщину," - писал Горький. Куприн ему тоже не по духу. Ну а с Буниным отношения всегда были прохладными. Духовный подъём сменился унынием и безверием.

"Вехи" - сборник статей о русской интеллигенции. Авторы - Бердяев, С. Булгаков, П. Струве и т.д. Книга открыла дискуссию об итогах революции и о роли интеллигенции в её подготовке. Революция была признана неудачной, а корни её неуспеха - в середине 19 века и мысли русских интеллигентов.

Бывшие писатели-знаниевцы постепенно уходят от строгого реализма. Даже писатели, близкие к массовой литературе, демонстрировали интерес к философским проблемам. Стойкое читательское внимание к фундаменту личности. Арцыбашев в 1907 опубликовал нашумевший роман "Санин" (написанный, впрочем, раньше) в "Современном мире" и стал одним из самых знаменитых писателей.

На рубеже 00-ых и 10-ых годов критики и писатели заявляли об окончании жесткого противостояния между символизмом и реализмом. Это не было утопией, опирались на конкретные произведения, оценка которых в привычных понятиях реализма и символизма была непреминима. За два десятилетия символизм создал мощную теоретическую базу и обрёл общекультурный масштаб.

Литература 1910-ых годов

Крупнейшие писатели-реалисты - Горький и Бунин. Последний - совершенно новая величина, до десятых годов Бунин был известен в основном как поэт и переводчик. Дилогия "Деревня"-"Суходол". У Горького - "Детство" и "По Руси", а также "Русские сказки", "Сказки об Италии", "В людях". В связи с празднованием 300-летия дома Романовых Горькому было разрешено вернуться в Россию. Для Бунина это тоже было время странствий. Он написал сборник "Иоанн-рыдалец", а потом - т.н. "пора шедевров", "Грамматика любви", "Г-н из Сан-Франциско". Горький и Бунин - создатели концепций русского национального характера, диаметрально противоположных.

Новое поколение реалистов - А. Н. Толстой, И. С. Шмелёв, Е. И. Замятин и т.д. - начинает свою творческую деятельность. Поэты - Николай Клюев, выразитель настроений русского крестьянства, повлиявший на Есенина; первый сборник самого Есенина; Волошин, Цветаева тоже присуствуют в литературе, но не относятся к группировкам. В реалистической прозе такие тенденции. Молодые писатели возвращаются к традиционным темам: например, провинциально-уездному быту. Читатели устали от аллегорических образов и философских бездн. Наблюдается "тоска по седой купчихе". Критика пишет о синтезе художественных принципов, который прежде был неприменим. Этого не заметили, когда появился "Мелкий бес", а теперь-то заговорили; в этой связи упоминают Зайцева, Шмелёва и проч. Широкое использование сказочных форм в литературе - Шмелёв, Замятин, Ремизов. Достоверность деталей, точность бытописания привлекают реалистов больше, чем метафизические бездны. Резко упала популярность Леонида Андреева. Близкий друг Андреева Борис Зайцев сказал: "чем громче он кричал, тем меньше его слушали". 1910-ые - исторический перекрёсток в истории русской литературы.

Обновляется модернистское искусство. Распад символизма провоцирует создание новых поэтических содружеств, кружков, движений. Многие из них оказались недолговечными, некоторые сыграли свою роль и оставили след благодаря конкретным участникам. 1910-ые в модернистской литературе - эпоха постсимволизма. Ни одна школа, впрочем, не сумела выработать чёткой теоретической программы. Внимание к теории было плодотворным для эстетической мысли, но далеко отходило от творческой практики. Подчас литературы не было, а манифест был, что было у многих групп. Большинство молодых поэтов входили в околосимволистскую среду. Они печатались в символистских журналах и альманахах. В большинстве случаев новые объединения нужны были для самоопределения, что тоже понятно. Важно было привлечь внимание читателей и критиков. Стихов писалось очень много и в море публикаций именам нужно было становиться заметными. После самоопределения школы переставали существовать, и индивидуальный творческий поиск становился важнее сообщества.


2. Этапы развития символизма в русской литературе.

1890-ые годы - первый период, старший символизм.

1892-1894 - между лекцией Мережковского и первым сборником «Русские символисты». 1894-1900.

С 1900 - младосимволизм. С 1901 по 1905 первый период, второй этап 1906-1907, третий этап - 1908-1910. Младосимволизм начался с стихотворения Брюсова «Младшим».

1892-1894. Возникновение символизма, появление первых произведений, первые шаги к творческой консолидации, попытки организационного оформления течения. По сути дела, это предсимволизм, т.к. пока не существует символизма как литературного течения. Требовалось расчистить почву для новых художественных форм.

Второй этап. Скандальный шум вокруг сознательного провокатора Брюсова. Публикуются критические отзывы и пародии. Философ Соловьёв пишет известную пародию про «Горизонты вертикальны в шоколадных небесах». Ещё - «Леопарды мщения острят клыки» (найти). Ослы терпения, слоны раздумия. Очень удачная пародия, смелые и абсурдные метафоры, все дела. Брюсов издаёт «Me Eum Esse». «Цель символизма - как бы загипнотизировать читателя и вызвать в нём известное настроение».

Вопреки декларациям Мережковского и Брюсова, символ не стал главным в художественности. Слишком неясными были представления о связи реального и надреального. Но главное - обновилась поэзия. Лаборатория новой русской поэзии. Где-то необычные формальные эксперименты. В поэзии господствовала школа эмпирической точности, новым же стилевым выражением становится импрессионизм. В лирике Бальмонта - образ дерзкого лирического гения, рвущегося за пределы возможного. Импрессионизм господствует в ранней лирике Брюсова, да и у других бывает. "Все краски из любой палитры, все звуки из любых симфоний". Возникают первые неомифологические тексты, в эпосе например. Это произведения Сологуба ("Тяжёлые сны" и "Мелкий бес", а также стихи) и трилогия Мережковского "Христос и Антихрист".

Сологуб не просто индивидуалист, а солипсист. Реальность отрицается, в ней мифологический образ лиха, ну и те же недотыкомка серая и мелкий бес. Для того, чтобы преодолеть "земное бремя, пространство, время" герой лирики Сологуба тянется к звезде Маир и неведомой земле ***. Многие мотивы лирики Сологуба можно увидеть и в "Мелком бесе".

Переплетение различных стилевых тенденций. Общее впечатление, которое нужно иметь в голове - основным в поэзии 90-ых было острейшее переживание собственного одиночества в мире. Господствуют образы тюрьмы, сумерек и ночи, и т.п. - умонастроение конца века, переоценка всех эстетических ценностей.

В 1903 первая большая публикация Блока, совсем иная поэзия, и разграничение младших и старших символистов вполне ощущалось уже тогда. Бурное переживание наступление нового века: новые зори, новые откровения. Век духовного обновления и утверждения новых духовных ценностей. Эти настроения были подхвачены и представителями старшего поколения, например Бальмонтом. Впрочем, у младосимволистов была иная мировоззренческая основа творчества.

Серьёзное влияние философии В. С. Соловьёва. Их даже называют поэтами-соловьёвцами. Мифо-поэтическая сторона его философии - произведения "Смысл любви" и "Жизненная драма Платона". Затем - произведение, которое привлекло всеобщее внимание, философское завещание С. "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории". Ещё - "Краткая повесть об Антихристе", идеи о конце мира и его грядущем обновлении. Символисты нашли у С. близкое им преображение, изменение самого существа жизни на основе красоты. Молодые поэты обнаружили в стихах Соловьёва поэтическую формулу религии. Стихотворение 1895 г. "Милый друг, или ты не видишь...". Житейший шум трескучий - отклик искаженный торжествующих созвучий. Так должен воспринимать мир поэт. Совет воспринимать реальность как некий искусствоподобный синоним.... Одно на этом свете - только то, что сердце к сердцу говорит в немом привете. Эти стихи стали основой мистического братства "Кружок аргонавтов". Самое потрясшее пророчество Соловьёва - поэтическое пророчество о пришествии на землю вечной женственности. Поэма-откровение "Три свидания". В свете немеркнувшем новой богини небо слилося с пучиною вод.

Кружок аргонавтов возникает в Москве, участники - прежде всего, москвичи. Это не литературный кружок. Искусство - есть искусство жить, это важный постулат, озвученный Белым. Человек должен быть творцом своей жизни, а уже потом - художественных произведений; это идёт от романтизма. Собирались у Белого, молчали и мистически общались душами. Кроме того, в Кремле, Новодевичьем монастыре, а также прямо в универе. Сама Москва воспринималась не просто как город, а как некое мифологическое пространство, сцена для жизнетворческих ритуалов. Центр обновления мира - Арбат и прилегающие к нему улицы и переулки. Белый писал: "не Арбат, не Пречистенка - места наших прогулок, а вечность". Аргонавты везде видели тайные знаки. Полем поиска знаков стало всё поле мировой культуры, они хотели видеть общую вселенскую мистерию. В основе названия - мысль Ницше об аргонавтике духа, т.е. совместном путешествии людей к высшим идеалам.

Особый тип творческого поведения для них - безумие и игра, это элемент прорыва в вечность, во вселенскую метафизику. Воображали себя фавнами, единорогами, кентаврами. Москва очень быстро превращалась в декадентский городок. Потом - в футуристический городок. Символисты были поскромнее, развлекали себя шутовским танцем козловак в безлюдных местах. Широко применяли маски, и в общем дико угарали. Матушка Белого чуть не упала в обморок, застав дома сына и его друзей в адских масках. Они мыслили себя создателями некоего текста жизни.

Основными памятниками младосимволизма стали "Золото в лазури" Белого и "Стихи о прекрасной даме" Блока (обе - 1904). Что касается последнего, можно назвать его виртуальным аргонавтом, ведь он жил в Питере. С Белым они переписывались год. В течение года у них был роман в письмах, однако чтобы быть полноценным участником кружка, нужно хотя бы посидеть с ними на скамейке. В письмах Саня и Боря обсуждали земное воплощение вечной женственности.

Особая точка зрения на мир, которая сочетает рациональное и нерациональное, короче. Важна циклизация стихотворений. Циклы распадаются, стихотворения объединяются в другие циклы и т.д. Ещё аспект - самопознание, иногда доходящее до курьёзов. Восприятие искусства как одного из важнейших способов воздействия на мир. 1901-1905 - период наибольшей консолидации среди символистов. Брюсову удалось сплотить соратников против традиционного искусства, а также создать журнал.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 572 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...