Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Темы любви и смерти в произведениях А.И.Куприна



Тема любви в творчестве Куприна играет самую важную роль. Любовь Куприна любовь трагическая, безысходная, любовь мгновения. Потому что, как говорил Тургенев, «У счастья нет завтрашнего дня. У него нет и вчерашнего. Есть только настоящее. И то не день, а мгновение». Эта фраза прекрасно подошла бы в качестве эпиграфа к повестям Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»и«Поединок». Известно, что в период работы над «Поединком» Куприн, женатый и имевший дочь Любочку, влюбился вдруг в сестру милосердия Лизу – сестру жены Манина-Сибиряка. И его безнадеждная любовь к этой необыкновенной, самоотверженной девушке сдлела «Поединок» столь откровенным, столь волнующим и искренним и оставила отпечаток на всех его дальнейших произведениях.

Все главные герои повестей Куприна люди с богатым внутренним миром, выделяющиеся среди своего окружения. Они способны предаваться любви всей душой, всеми своими помыслами. Но не все они способны жертвовать ради любви. Не все они могут отречься от своих привычек, от своей «обыкновенной» жизни, идти на большие жертвы ради любви. Так, герой повести «Олеся» Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но был «ленив сердцем». Он не захотел отречься от себя ради неё, а потребовал её отречься от себя. Ради своей любви он не посмел отказаться от положения в обществе и остаться жить вместе с Олесей в лесу. Иван Тимофеевич не смог защитить свою возлюбленную от перебродских крестьян Волынской губернии, которые набросились на Олесю не потому, что она действительно осквернила церковь своим присутствием, не потому что считали её и её бабку Мануйлиху виновницей всех бед, а потому что слишком хорошо чувствовали её особенность, её отчужденность от себе подобных, позавидовали её богатому внутреннему миру, её красоте, её уму, словом, наказали её за то, что она не такая, как все. Иван Тимофеевич полностью смиряется с уходом Олеси из его жизни. Он не слишком сопротивлялся её отъезду. Любовь делает Олесю ещё более недосягаемой для простых умов, дарит счастье, но она же делает Олесю беззащитной. Девушка жертвует своей честью, своей красотой, своей гордостью, привычной жизнью, принципами, даже своими верованиями ради любимого. И такая любовь, где за все отвечает один, в конце концов заходит в тупик, поскольку не может развиваться, процветать. Она обречена на гибель.

Любовь свободная, обоюдно жертвенная, всецело и беззаветно преданная, жертвенная. Такая любовь, которую «не потопят воды и не потушат реки» охватила души царя Соломона и Суламифь или Суламиты – героев повести Куприна «Суламифь». Пересказать «Песнь песней» по-своему, придать реальный смысл той части Библии, которая толкуется иносказательно, стало душевной потребностью писателя. Соломон Куприна не только великий и мудрый царь, он велик сердцем и душой. Он полюбил простую девушку, стерегущую виноградник и предпочел её семистам женам и тремстам наложницам, её одну. Эта любовь «крепка как смерть». И Соломон признается, что любовь эта сделала его выше и больше, что она возвысила его над царским саном. Ради неё он готов был даже отречься от власти, с большой опасностью для жизни пробрался в её дом, потом с опасностью для жизни привел её во дворец, зная, что возбудит ревность и ненависть царицы Астис. И все же те несколько дней, что Соломон и Суламифь были вместе, стали самыми дорогими, самыми светлыми днями их жизни. И жалеть о смерти Суламифь нельзя. Потому что если бы у девушки был выбор заново начать жизнь, она пошла бы по тому же пути. «Тьмы тем людей думают, что они любят, но только двум из них посылает Бог любовь», - говорит своей возлюбленной Соломон.

Именно такая любовь была послана простому служащему в казенном учреждении, мелкому чиновнику Желткову, полюбившему «царственно спокойную» княжну Веру Шеину, в которой едва ли можно было отыскать хоть один изъян. Он нашел свой идеал не для того, чтобы обладать им, а для того чтобы боготворить его, чтобы днями и ночами думать о своей княжне, восхищаться ею, не мешая ей жить своей жизнью. Но как только он проявил решительность и посмел обрести надежду на взаимность, как только он попытался перешагнуть через пропасть, которая их разделяла,заявив о своей любви с помощью подарка – гранатового браслета, как эта пропасть поглотила его. Вера Шеина была верна себе вплоть до самой последней сцены повести. Весь её цельный, изученный до основания надежный мир рухнул в одно мгновение, когда она увидела лежащего в гробу человека, который отдал за неё жизнь, ничего не прося взамен. «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё». Теперь, играя Вторую сонату Бетховена, Вера Николаевна всегда будет вспоминать своего тайного воздыхателя и сердце её будет сжиматься от боли.

В «Поединке» речь о самой чистой и возвышенной любви ведет пьяница Назанский: «Когда я был помоложе, во мне жила одна греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда и ничего не может быть общего. Влюбиться и всю жизнь, все мысли посвятить ей». И он нашел такую любовь – Александру Петровну. Ту самую необыкновенную женщину, которую любил и главный герой Ромашев. Назанский догадывался, что Александра Петровна, вероятно, заботилась лишь о своем счастье, но все же была добра к нему и любила по-своему, а он был всей душой благодарен и верен ей. Прошло много лет, но Назанский все равно продолжал вспоминать и любить уже вышедшую замуж даму, с которой некогда у него было всего только несколько встреч: «Любовь! Кто понимает ее? Из нее сделали тему для грязных, помойных опереток, для похабных карточек, для мерзких анекдотов, для мерзких-мерзких стишков», - брезгливо говорит он Ромашеву. Любовь Назанского – его собственность, его ценность, его богатство. Во все остальное время дня он рядовой служащий, пьяница, безликое существо, но когда он остаетс я наедине со своими мыслями, он становится царем. Безнадежная и беззаветная любовь прекрасна тем, что она принадлежит только одному. Никто не может упрекнуть за нее, никто не может осудить его, никто не может отнять её. Она прекрасна в своей неделимости, цельности, самодостаточности. «Любовь, говорю я вам, имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов», - сказал Назанский. Эти слова тронули сердце Ромашева. Он понял, что и он может любить Александру Петровну также, что и он вправе обрести это сокровище – бескорыстную любовь. В нем просыпается смутная надежда на то, что и он может быть одним из миллиона, способным на такое чувство. И действительно, как и Назанский отдает свою душу целиком единому чувству и медленно сгорает от него, так и ромашев отдает жизнь за те мгновения живущей настоящим любви, которые подарила ему Александра Петровна. Николаев – муж Александры Петровны – вызывает его на поединок и кладет на жизнь Ромашева печать трагически возвышенной и прекрасной смерти.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1306 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...