Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Реализм



Основные направления, течения и школы в русской литературе конца ХIХ - начала ХХ в. Периодизация литературного процесса.

Реализм

Никаких самостоятельных течений. Есть идейно-стилевые. Молодые писатели группировались вокруг крупных фигур, например, Горького. "Статьи о Горьком" издавались отдельной книгой - такого не было с Достоевским, например. Известная карикатура - Горький в окружении Леонида Андреева, "Скиталец" и поллица Бунина - "Максим и подмаксимовики" (шляпа Горького как крона дерева). Ещё один кружок - "Среда". По средам собирались и пили (в основном, чай), читали свои произведения Андреев, Бунин, Горький, опять-таки. Впрочем, никаких манифестов не было.

Модернизм -начинает складываться в 1890-ые. Многие предпочитали слово декадентство. Мы модернизмом называем весь спектр нереалистической литературы, однако везде свои подтексты.

Обязательно нужно было шумно утверждаться. Символизм - течение со своей историей, внутренними группами и т.д. Просуществовал полтора десятилетия. Акмеизм - исчерпал себя в 1910-ые. Акме - высшая степень (греч.).

Авангард - складывается в 1910-ые, продолжается вплоть до начала 1930-ых.

Широкий круг явлений. В 1910-ые практически всё называли футуризмом. Дойдём до футуризма - посмотрим. Будетляне терпеть не могли Северянина, и не хотели называть себя футуристами, т.к. Северянин первым назвал себя футуристом.

В 90-ые традиционная реалистическая литература была доминирующей. Но формируется второй её центр - модернистская литература, выступившая под именем символизма. В 1900-ые происходит между ними борьба, заметная по окололитературным журналам. 1910-ые - очень жаль, что этот период был искуственно прерван. Происходит децентрализация литературы. Резкие изменения в реалистической литературе, новые писатели, новые стилевые формы. Модернистская литература обновляется. Умер символизм, но сами символисты живы. Выборы короля поэтов, драки футуристов, театры миниатюр, литературные кабаре. Такого многообразия не было и быть не могло. Имеет место ускоренный тип развития культуры.

Хронологическая схема развития литературы

Ые

1891 - 1894

1895 - 1900

Ые

1901 - 1904

1905 - 1907

1908 - 1910

Ые

1911 - 1914 (авг.)

1914 - 1917

1890-е гг.

Период поиска выхода из кризиса, к которому привело предшествующее литературное развитие. О кризисе много писали. В литературу приходит новое поколение писателей реалистической традиции. В то же время это время самоопределения первого эшелона модернизма - символистского течения. Происходит историческая "встреча" модернистских и реалистических принципов (понятно, господствовал реализм). Итог этого развития - к началу ХХ века писатели 70-ых - 80-ых ушли на периферию. Их произведения стали пользоваться меньшим спросом, о них перестала писать критика. Сменила их новая плеяда писателей, различных по своим идейно-стилистическим ориентациям.

Выходят первые книги Бунина (1887 в 17 лет - первая публикация, первая - плохая - книга в 1891), М. Горького (1892, под именем Алексей Пешков - 1880-ые), Куприна (1889, 1893 - "Впотьмах"), Мережковского ("Символ", 1892 - в этом же году известная лекция "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы", издана в 1893), Сологуба ("Тяжёлые сны" - в "Северном вестнике" в 1896), Брюсова ("таран русского символизма" в середине 1890-ых).

Мережковский дал новый проект обновления литературы. Главные условия обновления - мистическое содержание (внезапно поздний Тургенев и аж Гончаров отчасти), символ как философско-эстетическая категория. Плюс расширение художественной впечатлительности. Дворяне набили оскомину. Середина 90-ых - Брюсов объявляет о появлении русского символизма, издаёт в 1894 сборник "Русские символисты". В 1895 - ещё два сборника. Толстой познакомился с отдельными творениями - в 10 главе "Что такое искусство?" обрушивается на декадентов и приводит пример, что аналоги Бодлера и Верлена существуют и у нас. По его мнению - успех декадентства в порнографических элементах. Что ж, Лёва. Они то ли сумасшедшие, то ли накуренные, то ли вообще уроды - считают Толстой и Соловьёв. Декадентское искусство трактуется как психопатология. Трактат "Вырождение" пользуется популярностью. Упадок морали, попытки подражать западу, все дела.

В середине 90-ых часть русской интеллигенции заболела марксизмом. Начались ярые дискуссии между "легальными" марксистами и народниками. Медленно, но неуклонно другая часть интеллигенции поворачивается к философскому идеализму - знакомятся с работами Ницше (первые переводы опубликованы в журнале "Вопросы философии и психологии" в начле 90-ых). Популярностью у части писателей пользуется Шопенгауэр (например, у Горького, Андреева), этот автор как бы заново прочитан. Философская публицистика В. С. Соловьёва также популярна. Этот интерес обусловлен недоверием к позитивистской философии, кризисом народничества как идейной опоры просветительства. Имеет место небывалый до той поры идеологический плюрализм. Готовится настоящий духовный ренессанс. Недостатки существовавшей литературы - невнимание к психологизму и бытийным вопросам.

Сенсация - появление последнего романа Толстого "Воскресенье", 1899, в том же году "Фома Гордеев". Это был первый роман, переданный из России в Европу по телеграфу. Первый роман Горького - не меньшее событие. Короче, Толстой в литературе всё-таки был, шельма. Без Толстого жить стало труднее - сказали после его смерти. Читал Толстой рассказы и ставил оценки на RYWe (Куприн - отличник, Андреев - двоечник и троечник). Чехов скромно не выделялся, но его читали, и он сильно повлиял на прозу и драматургию. Короленко - тоже важная фигура, например.

Новые тенденции в реализме - в тематической и проблемных сторонах литературы. Была преодолена узость народничества. Горький называл произведения народнической беллетристики "посланием Николаю Чудотворцу" - т.е. безжизненная хрень. Бунин, например, с этого и начинал. Обычная серая продукция о крестьянах, переселенцах и разорившихся дворянских гнёздах. Отразилась деятельность марксистов, кризис народнической идеологии, спор о толстовстве. Раскрываются проблемы семьи и воспитания, крестьянских волнений и т.д. Вересаев, "Записки врача" - очень жёстко, читать тяжело. Пишет откровенно о медицинских вопросах, например. Это художественно-документальная литература. Е. Н. Чириков, С. И. Гусев-Оренбургский (тема - провинциальное духовенство, секты), В. В. Муйжин. Успешно обозревались художественно-документальные жанры: очерк, литературный дневник, путевые заметки, "карандашом с натуры". Включаются новые области жизни всех сословий России. "Протоколизм" характерен для близких к натурализму писателей.

Четыре события в культурной жизни эпохи

1) Публикация в 1898-99 гг. трёх томов очерков и рассказов Горького, они пользуются огромной популярностью. В 1899 празднуется столетие Пушкина - Горький в это время кажется сопоставимой с ним фигурой. По большей части, популярность вызвали произведения о босяках, романтические произведения - нет. Плюс его биография, у него за плечами два класса начального училища, в сущности он был самоучкой. Отсюда - большой пиар. Как общественное явление, он стоит рядом с Толстым.

2) В России рождается новый театр. В 97-98 году он создан, а через несколько дней уже и с ним борются, как с устаревшей классикой. Это художественно-общедоступный театр Немировича-Данченко. На него повлиял Чехов. Как результат - под влиянием Чехова пишут первые пьесы Горький и Андреев, оба позже отошли от этих принципов. Ещё - Найдёнов, Айзман и Юшкевич.

3) В 1898 начинается издание в Петебурге журнала "Мир искусства" - первое модернистское издание (иногда им называют "Северный вестник, но хрен). Революция в живописи и теории искусства. Это стало результатом организаторской деятельности Дягилева. Его единомышленники - Бенуа, Бакст и ещё хрен знает кто. Необходим был новый журнал, воспроизводящий их работы. Литераторы были допущены в журнал с 1900 года. Стиснув зубы Бенуа и ко дали согласие на организацию литературного отдела. Круг авторов ограничен - Мережковский, Розанов, и собственно всё. В 1899 возникает новое московское издательство "Скорпион". Никаких вредных намерений, всего лишь знак зодиака (потом были ещё "Весы").

4) Празднование столетия рождения Пушкина. Он признан великим национальным поэтом. Сформировалось представление о русской классике XIX века. Происходит переосмысление и новое прочтение этих писателей. Новая эпоха - эпоха неклассическая.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 573 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...