Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Позитивистская традиция в философии науки. Основные этапы развития позитивизма



Позитивизм (от лат. слова «позитвус» – положительное знание). Позитивисты пытаются создать фундамент на основе положительного знания. Позитивизм знаменует собой логическое развитие предшествующего, с другой стороны радикальное изменение западного сознания. Позитивисты совершили духовную революцию. Изменилась главная установка культуре. Произошел отказ от небесного, божественного в пользу земного. Наука сама себе философия. Наука должна заменить и теологию и метафизику. Это и есть подлинная наука. Это и есть новая философия.

Огюст Конт – основатель позитивизма. Признание относительности. любая наука обречена на относительность. Главным способом накопления знания становится опыт накопления и обобщения. Знание накапливается и систематизируется по средствам классификации. Ему принадлежить учение о трех исторических фазах развития человеческого знания, которое прогрессивно развивается, сменяя один этап на другой.

1. Теологический или религиозный, который основан на вере, религиозных догматах.

2. Метафизический или философский. Главное достоинство – вера сменяется на логику. Доказательная недоказуемость. Материя – объективная реальность. Сознание – субъективная реальность.

3. Позитивизм (наука, которая понимается особым образом).

Первый позитивизм (классический ). Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Миль, Герберт Спенсер.. с 1830 до конца 19 столетия. Стал господствующим направлением философии науки того времени. Стремление к накоплению научного знания путем его систематизации. Позитивное знание - знание о том, что на самом деле существует без метафизических домыслов. Джон Стюарт Миль (19 в.) пытается развить философию научного опыта. Любые научные утверждения должны проходить проверку на соответствие фактам опыта.

Второй позитивизм - эмпириокритицизм – критика опыта. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус. Махизм. Возник в конце 19. Родоначальником является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми. Задача новой Ф. в очищении опыта.

Сущность махизма: признает факт относительности знаний. Наука не дает подлинной картины реальности, а дает нам лишь символы, знаки, иероглифы для практики, которые несут некую информацию. Вся чувственная информация, она только и дается человеку. Мы всегда имеем дело с потоком разных ощущений.

Третий этап – неопозитивизм (аналитич. философия) или логический позитивизм. Возникает в 20е-годы двадцатового столетия. Карнап. Логический анализ научного и обыденного языка. Проблема: наука должна следовать точным понятиям. Теория верификации – подведение под эмпирические факты.

4 этап - постпозитивизм (критический рационализм) - 50-60-е годы XX в. (К.Поппер). принцип фальсификации (научные положения должны быть не подтверждаемы, а опровергаемы).

5. Философия науки - 60-70-е годы XX века ( Т. Кун, П. Фейерабенд, И.Лакатос). (он подверг обоснованной и убедительной критике кумулятивистский взгляд на развитие науки, согласно которому оно сводится к непрерывному накоплению все новых и новых научных истин) 

7.Многообразие форм знания и познавательной деятельно­сти. Особенности научного познания.

Формы познавательной деятельности отличаются друг от друга разными параметрами, среди которых на первом месте находятся «естественные способности»,данные человеку от природы. От этих природных способностей зависят:

1. Формы познавательной активности;

2. Средства, способы и методы получения знания

3. Формы и способы хранения знания.

От них зависит и выбор объекта познания. Не все вышеперечисленные элементы присутствуют одновременно в той или иной форме познания. Так как есть субстанциональные формы познания, а есть синтетические, возникающие в процессе развития культуры.

Существует несколько видов познания.

Чувственно-образное познание (знание в виде образов) – восприятие окружающего мира посредством 5 органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Существуют экстрасенсорные способности (ясновидение, дальновидение, предвидение, телепатия, телекинез и т.д.), которые расширяют сферу действия чувственно-образного познания. Три уровня познания:

1 уровень – ощущение- (восприятие отдельных качеств предмета) первичный пункт чувственного познания, неразложимый его элемент. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие мира.

2 уровень – восприятие - синтетическая работа чувств в единое целое. Восприятие дает нам целостный образ предмета.

3 уровень – представление – человек может воспроизводить по памяти или воображать в своем сознании образ предмета.

Достоинство чуственного познания – его нацеленность на индивидуальный объект. Ощущение, восприятие и представление составляют чувственно-образное понятие. Из которого вырастает при определенных условиях художественное видение мира (художественое познание). Особенность художественного образа состоит в том, что он является формой творческого выражения и преображения действительности, творческого освоения жизни через призму категорий красоты и безобразия.

Логическое мышление (рационально-логическое познание) (знания в виде понятий) оперирует уже не образами, а понятиями и категориями. Понятия находятся во взаимной связи. Связь понятий по определенным законам логики образует суждения, а связь суждений – умозаключения. Логическое познание исторически реализуется в трех формах – в магии, науке и философии (или рациональном богословии). Во всех трех случаях логическое мышление является стержнем понимания мира под углом зрения всеобщего и необходимого знания.

Интуитивное познание – (первоначальный смысл) способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Непосредственное созерцание сущности предмета (идеи) путем внезапного озарения.

Партиципальное мышление. некоторые совершенно разные (то есть принадлежащие к иному роду) вещи, предметы нашего мира могут обладать одинаковыми свойствами, и соответственно, отождествляться на основе этих признаков в акте познания. Или может происходить диффузия предметов. Во время взаимодействия предметов их свойства переходят друг на друга. В итоге предметы делаются сопричастными, не отличимыми.

Философское мышление. Ему свойственно выходить за пределы конченого мира вещей к поиску безусловных и абсолютных оснований. С вопроса «почему» и начинается философия, которая ищет запредельное в предельном, трансцендентное в посюстороннем, пытается логически понять, объяснить, доказать, почему эти связи и отношения именно такие, а не иные, что же является их конечным основанием и причиной?

Религиозное познание – основано на вере в сверхъестественную реальность.

Обыденное повседневное познание – непосредственно связано с самой жизнью человека, с его трудовой активностью. Оно смотрит на мир с практической точки зрения, утилитарно и ситуативно. Поэтому оно является конгломератом знаний, связей, верований по тому или иному вопросу практической жизни, рецептом, позволяющим решать житейские задачи. Особенность обыденного сознания: прагматизм, повседневность, стихийность, алгоритмичность. Эти признаки существуют и в других формах.

Типы рациональности:

– объективность;

– инструменты исследования;

– сам человек, само общество также включается в объективность знания, таким образом включая элемент субъективности;

Факторы научного З.:

– объективность;

– исследует реальные объекты окружающего мира (предметность);

– системность (все элементы связаны логически и имеют цену только в общем целом);

– должно быть всеобщим и необходимым (целью науки является нахождение законов);

– научное З. логически обоснованно и доказательно, эмпирически апробировано

– стремление к истине.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1470 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...