Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия науки в немецкой классической философии (И. Кант и Г. В.Ф. Гегель)



Иммануил Кант (1724 – 1804), немецкий ученый и философ, родоначальник немецкой классической философии, создатель трансцендентального идеализма. В творчестве различаются два этапа: «докритический» и «критический». Пытался создать философию как науку, развивал учение об априорных формах познания, о «вещах в себе» и «явлениях». Философией стал заниматься в критический период. Основные произведения критического периода: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Критика чистого разума: Он исследовал познавательные способности, которые позволили бы разуму определить самому себе границы собственного применения. Разум в широком и узком смысле. Разум в широком смысле – совокупность всех познавательных способностей, которые есть у человека: чувственность, рассудок, разум сам по себе (разум в узком смысле), воображение. Чистый разум – рациональный идеал науки, свободный от эмпирии, чисто теоретический разум.

В духе классического рационализма Декарта разделяет знания на совершенное (достоверное всеобщее и необходимое, научное теоретическое знание, неопытное) и несовершенное (опытное знание, эмпирическое). Он также утверждает, что степень совершенства и несовершенства знания, его специфика зависит от того, какая познавательная способность (воображение, чувственность, рассудок или разум) является его основой. Эмпирическое знание – апостериорное (то, что выходит после опыта, эмпирические науки, обыденное сознание, несовершенное знание). Чистое теоретическое знание – априорное знание (доопытное), оно является основополагающим. Чистое знание зависит от чувственности и рассудка. Пространство и время субъективные формы познавательного аппарата. С его точки зрения у разума в широком смысле есть определенные способности – априорные способности чувственности и априорные способности рассудка.

Априорные формы рассудка позволяют систематизировать чувственное созерцание. Из предпосылок должно возникать новое знание. Чувственность дает априорный материал, который оформлен априорными формами созерцания пространства и времени, а категории рассудка систематизируют этот чувственный материал. Получается, что под известное подставляем неизвестное.

Категории рассудка систематизируют этот материал. 4 основные категории в качестве априорных форм рассудка: категории количества, качества, отношения и модальности. Каждая из них разделяется на свои подвиды.

Эмпиризм и рационализм у Канта соединились в нечто целое, одно дополняет другое, каждое имеет свою функцию. Кант первый провозгласил лозунг о самоценности форм сознания, в частности, обыденного сознания и науки, в отличие от некоторых форм классического рационализма, всячески принижающих обыденное сознание.

Гегель – завершает немецкую классическую философию. Считается абсолютным объективным идеалистом. Доводит до логического завершения весь идеализм предшествующих эпох. Панрационалист – среди познавательных способностей для него главным является разумная деятельность. Философия строится на основе понятия абсолютной идеи. Его представление об абсолюте далеко ушли от христианского бога. Абсолют у Гегеля – тотальное единство субъективного и объективного, материального и духовного начала. Единство природы и духа.

Первый раздел философии Гегеля – это логика. В рамках логики абсолютная идея распознает себе логически. Гегель использует прием – от абстрактного знания к конкретному. Второй раздел – философия природы. Занимается философией науки. Речь идет о науках естествознания.

Третий раздел – философия духа. В природе по его логике зарождается человек, человек – это субъективный дух. Философия духа: субъективный, объективный и абсолютный дух. Объективный дух – человек определяется в коллективе (право, мораль). Абсолютный дух проходит три формы развития: искусство, религия и философия. Искусство принимает мир в образах – низшая форма восприятия. Религия – восприятие в форме догмата. Философия – и форма, и содержание находятся в адекватном соотношении. Философия – понятийное, категориальное мышление. Философия в этом смысле является высшей формой науки. Философия может познать мир в его полноте.

Создал на основе объективного идеализма систематическую теорию диалектики. Сущность диалектического метода Гегеля состоит в интеллектуальном прослеживании содержания развивающегося понятия, которое, в конце концов, превращается в свою противоположность. Гегель, исходя из идеального (оторванного от жизни) представления о философии как строго научной дисциплины, был убежден в том, что рациональное мышление, осуществляемое посредством системы логически упорядоченных понятий и категорий, является уникальной и наиболее совершенной формой познавательной деятельности. Он называл ее диалектической деятельностью в ее понятийной форме.

Значение ф-ии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал законы и категории диалектики.

Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития).

1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание – нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта – воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода – лед. Смолотить зерно – голое отрицание, посадить зерно – диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития – единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество – различие – противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1836 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...