Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Соотношение науки, культуры и цивилизации



Личностная концепция культуры. Родилась в 70-80 годы. Смысл ее – ядром культуры, субстанцией культуры является человек, личность. Культура является личностным срезом деятельности человека. Что в человеке такого существует, что мы называем его личностью и в каких областях жизни он себя проявляет? Когда мы обращаемся к человеку, то потенциально каждый человек является личностью, но реально нет. Каким образом приобретаются качества, делающие нас личностью? Должны быть природные задатки, проявляющиеся в общественной жизни (биологические, психологические). Обычно говорят, что личность – уникальные характеристики человека. Это неправильно – это определение «индивид». Проявляется личность в нескольких аспектах:

1. Человек имеет физическое тело, которому надо как-то проявляться, жить. Человек действует в материальном мире. Деятельность в материальном мире направлена на удовлетворение физических своих потребностей.

2. Разум. Проявление как личности – это разум. Специфика – социальный характер сознания. Есть идеальный план между действительностью и человеком. Важно человеку научиться ставить цели, развивать свой идеальный план. Гальперин: поэтапное формирование умственных действий. Проводил опыты. Например: сначала механическое движение при обучении – сознание в деятельности руки, затем отделяем механику. Сфера работы разума – интеллектуальная сфера. В идеальной разум работает с идеальными предметами – мыслями и идеями. А затем эти знания переводятся из идеального в материальное. Они могут существовать в виде законов, частушек и т.д. – соединение материального и идеи называется материализацией идеи. Существует 2 сферы – телесно\материальная и мир идей. И эти знания могут существовать автономно и мы целенапревленно с ними работаем.

3. Воля. Динамическая часть в человеке (воля) заставляет выполнять цель. И разум и воля должны быть в личности. Развитие воли, преобразование цели в материю, результат волевой деятельности человека.

4. Нравственное начало. Нравственные отношения – отношения по поводу добра и зла. Этот вопрос пронизывает все другие отношения, всю культуру, всю гамму человеческих переживаний и жизни. Всеобъемлющий фактор культурного развития.

5. Эстетическое развитие. Оценочный взгляд человека на мир с точки зрения красоты и безобразия. 2 точки зрения: автономная (выводится из природы человека. Какая природа такая и нраственность) и теономная (этика, которая дается человеку сверху, ее нельзя менять от времени и места. Оттачивается социальной жизнью) этика. Эстетическая деятельность – (третья) сфера человеческой деятельности. Специфика этой сферы заключается в ее промежуточном положении – любое худ. произведение содержит идею, материальную ценность.

6. Религия. Внутреннее чувство бесконечности в человеке.

Сферы культуры: 1.Художественная, 2. Материальная, 3. Духовная, 4. Интеллектуальная.

Наука принадлежит к интеллектуальной области. Наука занимается приспособлением человека к жизни. Она изучает землю. Изучает общие закономерности развития природы (естественные науки).

Цивилизация направлена на комфорт жизни. Цивилизацию рассматривают как конец культуры. Цивилизация исчисляется в виде трех параметров: 1.Цивилизация – есть город. 2.Посредническая деятельность между специальностями. 3. Индустрия развлечений.

2.Зарождение первых форм теоретического знания в антич­ной культуре. Проблема соотношения чувственного и ра­ционального познания.

Этапы античной культуры:

1 культура – иудейская культура, в которой было дано человечеству сверхестественное откровение. Записано было в библии. Зародилась христианская культура.

2 – римская культура. Создатели права. Римское право. Лежит в основе устройства всех западных государств.

3 – греческая культура. Вклад тремя элементами культуры: развитие классических форм искусства, создание философии, зарождение науки.

Этапы развития древнегреческой науки:

Этапы называются по месту зарожедения.

1. Ионистский этап. Самый ранний этап, начинающийся с 6-го века до н.э. и до 3-го века н.э. Науки находились в лоне философии. Философия задавала направление развития науки. Нерасчлененнное знание. Ранняя наука была спекулятивной дисциплиной.

2. Эллинистическая – 3 – 2 вв до н.э. Дифференциация науки. Так же называется «Афинским» этапом. Представители: Аристотель, Евклид, Архимед, Апполоний Пермский, Гепарх.

3. Александрийский период. Характеризуется определенным упадком. Представитель: Птолемей (птолемеевская картина мира с точки зрения центральности земли в системе), Глен, Диофен. Наука стала срастаться с оккультизмом, магией. Возвращается научное знание к философии на принципах эклектики. Эклектика – слияние частей в единой целое без какой либо логических принципов.

4. Древнеримский период. Со 2века до 5века. Шло переосмысление того, что было создано раньше. Рим занимался покорением мира.

Греческая наука – служебная функция приспособления человека к окружающему миру. Главная характеристика древнегреческой науки – греки хотели сформировать гармоничного всесторонне развитого человека.

Аспекты развития человека по-гречески:

· развитие физического тела (спорт),

· душевное развитие человека через искусство (играть на музыкальном инструменте, писать стихи, петь),

· интеллектуальное развитие (разум) – занятие науками и философией.

Впервые у греков появляется созерцательность, независимость от прагматического эффекта. Греки не хотели брать из науки прикладные моменты. Греческая наука не служит материальному достатку.

Греки открыли мир идей (геометрические\теоретические законы) и идеального мира. Все знания обладают своей собственной ценностью. Цель науки – созерцать идеи. Самоценность научных знаний как объекта идеального мира, способных подготовить человека к созерцанию высших идей. Открытие идеального мира. Сфера бытия космос – истинная. Интеллектуальная свобода. Религия не играла такой роли как в государствах располагающихся рядом. Свобода подогревалась демократией. Демократия провоцировала диспуты среди граждан, провоцировала логическое мышление. Связь между религией и мифологией – знание вырастало из мифологии (доказано на примере медицины). Наука зарождалась из тайных религиозных организаций.

Платон (427 – 347 до н.э.). Он базировал свою философию на космологии. При этом, открыв вечный мир объективно существующих идей, он стал первым последовательным и сознательным объективным идеалистом. Платон исходил из примата идеального над материальным, души над телом, дуалистически противопоставляя их друг другу. Для него главным является мир идей, душа. Материальный мир и человеческое тело, соответственно рассматриваются как вторичное, производное образование, как тень идеального мира. Теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда сущ-ла в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности.

Аристотель (384-322 до н.э.) продолжает развивать мысли своего учителя Платона о космическом Уме. Аристотель был убежден в том, что теория знания должна опираться на учение об Уме. В которой возникает довольно сложная развернутая теория познания, в которой четко отличаются друг от друга чувственное знание, мнение, искусство, наука, философия и теология.

По Аристотелю человеческое познание начинается с чувственного восприятия - 1 уровень, которое дает знание единичных вещей. Такое знание является основой мнения (доксы), и здесь установить закономерности нельзя. И является низшей формой знания. Второй уровень - опыт – обобщение чувственных представлений и поиск закономерностей. Третий уровень – искусство (техне). Искусство нацелено на практический эффект. Четвертый уровень – прикладная наука – акцент на использование. Пятый уровень – теоретическая наука – 1. физика (исследование первопричин физического мира), 2. метафизика(то что после физики) –иследование не физического мира(сверхчувственные мира бытия), 3. философия, 4. теология- наука о боге,конечная цель образования грека созерцания мира идей.

Наука трамплин, с помощью которого мы прыгаем на небеса.

Проблема соотношения чувственного и рационального познания.

В античности все проблемы философии науки (сущность, структура и развитие научного знания) решались через сопоставление научно-теоретического познания с мнением (доксой). Античная философия в лице Платона и его последователей стремилась оторвать человека от материального мира вещей и утвердить его в вечном и неизменном мире идей. Из этого вытекало резкое противопоставление чувственного уровня познания, который отождествлялся с обыденным познанием, интеллектуальном уровню, который отождествлялся с наукой, философией и теологией.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2356 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...